Мы размещаем реальные отзывы
настоящих людей об автосалонах

Система круиз-контроля в автомобиле: назначение, виды и функционал

Круиз-контроль является одним из наиболее популярных и полезных ассистентов в машине. С его помощью можно преодолевать большие расстояния, сохраняя бодрость в течение длительной поездки. При наличии адаптивной системы обеспечивается безопасность поездки. 

 

Особенности и функционал

Круиз-контроль – технология, позволяющая ТС поддерживать постоянную скорость движения без необходимости удерживать в определенном положении педаль газа. Работа системы основана на использовании датчиков и электроники для поддержания скоростного режима на установленном уровне. Допускается установка на авто с любым типом трансмиссии.

 

Функции круиз-контроля заключаются в следующем:

  • Поддержание постоянной скорости движения авто без необходимости удержания педали газа.
  • Контроль процесса торможения для сохранения постоянной скорости в нисходящих склонах.
  • Контроль ускорения при спуске на машине под большим углом наклона.
  • Соблюдение дистанцирования, подстраивания под скорость и расстояние до других машин на трассе. Это позволяет держаться на безопасном расстоянии.
  • Контроль поворотного маневра при вхождении в виражи на дороге для обеспечения безопасности. 
  • Предупреждение о препятствиях на дороге.
  • Оповещение о выходе за полосу движения (при наличии функционала).
  • Сохранение и применение установленных настроек.

 

Сильные и слабые стороны круиз-контроля

Рассматриваемая система круиз-контроля обладает рядом преимуществ и недостатков. Ознакомление с ними позволит изучить особенности ее работы, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор.

 

Достоинства:

  • Снижение усталости водителя. Благодаря тому, что процесс поддержания постоянной скорости находится в ведении электроники, водитель лучше сосредотачивается на дороге. Это повышает концентрацию, помогает сохранять ее при езде на дальних маршрутах. 
  • Экономия горючего. Работающий круиз-контроль помогает экономить на потреблении топлива, так как система удерживает постоянную скорость без расходования лишнего ГСМ на разгон и торможение.
  • Соблюдение установленных ограничений по скорости. Система контролирует выполнение ПДД, что уменьшает риск получения штрафа за превышение скорости.
  • Усиление безопасности. Система помогает водителю соблюдать безопасную дистанцию между автомобилями, вовремя обращать внимание на пересечение разметки, что делает передвижение более безопасным.
  • Удобство вождения. Использование системы делает поездки более комфортными, особенно если авто следует на дальние расстояния. 
  • Защита от превышения скорости исключает получение штрафа.
  • Более высокая эффективность управления снижает загрязнения окружающей среды.

 

Недостатки:

  • Круиз-контроль не работает при движении по горам. Система не способна работать на склонах из-за необходимости подстраивать скорость во время спусков и подъемов.
  • Требуется рабочий мониторинг. Водитель должен следить за дорогой, так как система не способна определить на дорожном полотне препятствия.
  • Потеря контроля над машиной. Использование круиз-контроля может стать причиной потери управляемостью автомобилем, если водитель очень долго не следит за дорогой либо никак не реагирует на изменения в окружающем пространстве.
  • Ограниченный функционал. Отдельные модификации не способны автоматически тормозить либо не оборудованы адаптивной системой поддержания скорости, что делает электронику менее эффективной.
  • Высокая цена. Установка круиз-контроля относится к категории премиальных опций, включаемых в конечную стоимость авто.
  • Необходимость настраивания. Устройству необходимо регулярное обслуживание и калибровка для обеспечения корректной работы. Водитель должен регулировать скорость с учетом дорожных условий, что в ряде случаев требует дополнительной работы.
  • Несовместимость с рядом моделей ТС. Систему нельзя поставить на мотоциклы или мопеды.
  • Ограниченное применение в условиях городского трафика. Из-за частых остановок и старта движения в городе эффективность круиз-контроля снижается либо пропадает вовсе.
  • Возможность отключения. Водитель может случайно отключить опцию, что приведет к нарушению работы системы, снижению эффективности.
  • Технология несовершенна. У опции имеются недоработки в виде некорректного определения расстояния до других машин, ошибки при расчете показателя скорости.

 

Конструктив

Состав элементов системы может различаться в зависимости от производителя и модели авто.

 

Основными компонентами выступают:

Регулятор скорости. Представлен в виде кнопки либо рычага, предназначенного для отметки желаемой скорости перемещения. Традиционно располагается на рулевом колесе, обеспечивает удобное управление системой без отвлечения от дороги.

Контроллер. Представляет собой электронный управляющий блок, контролирующий скорость машины посредством данных с датчиков скорости и иных сенсоров, измеряющих удаленность от авто других ТС и препятствий на дороге.

Выполняет обработку данных, контролирует акселератор для поддержания установленной скорости.

Кнопка отмены. Дополнительный элемент, позволяющий водителю в любое время деактивировать систему круиз-контроля. Обычно находится на рулевом колесе либо на приборной панели.

Датчики. В работе системы круиз-контроля применяются датчики скорости, камеры и радары, обеспечивающие контроль скоростного режима, измерение расстояния до других ТС и препятствий на дороге.

Элементы размещаются на переднем бампере, на зеркалах заднего вида, на прочих частях автомобиля.

Сервопривод. Устройство для управления педалями газа и тормоза в авто для поддержания заданной скорости.

В составе элемента – электромотор, механизм передачи, преобразующий движение электродвигателя в механическое, требуемое для управления педалями акселератора.

 

Как работает круиз-контроль

После установления водителем оптимальных параметров электронный контроллер начинает отслеживать скорость машины. Он применяет датчики для определения данного параметра и отправляет сигнал. 

В случае падения скорости сервопривод активирует педаль акселератора до достижения установленных параметров. Если авто ускоряется – устройство снижает подачу топлива посредством отпускания педали газа.

Если торможения системы недостаточно, водитель самостоятельно нажимает на тормоз, так как система круиз-контроля не связана с системой торможения. При снижении скорости на авто с механической трансмиссией необходимо переходить на одну передачу ниже. На ТС с коробкой-автомат данный процесс не требует участия водителя.

 

Особенности работы системы на авто с АКПП

 

Круиз-контроль на машине с коробкой-автомат аналогичен работе на авто с механикой, но с некоторыми отличиями:

  • Устройство применяет датчик скорости, отправляющий сигнал о текущем режиме езды машины в ЭБУ двигателем и систему круиз-контроля. Компьютер применяет сигнал для управления сервоприводом и поддержания установленной скорости.
  • Работа круиз-контроля совмещена с работой системы управления передачами. Например, при снижении скорости на спуске он управляет трансмиссией для замедления.
  • После разгона ТС до определенной скорости ее фиксируют педалью газа. Далее допускается изменение скорости на 1 км/ч. Система активируется/выключается кнопками On/Off.

Некоторые модели авто с АКПП имеют дополнительную функцию – адаптивный круиз-контроль. Она включает датчик радара для автоматического подстраивания скорости движения и сохранения безопасной дистанции до впереди идущей машины.

 

Особенности работы системы на авто с МКПП

Механическая коробка передач ограничивает возможности круиз-контроля по причине того, что водителю приходится контролировать изменения скорости и переключать передачи. Например, при подъеме может потребоваться переключение селектора на более низкую передачу. При спуске вниз, напротив, необходимо изменить скорость в большую сторону.

 

Работа системы круиз-контроля на авто с МКПП проходит следующим образом:

  • Водитель активирует систему кнопкой включения на пульте управления при движении авто со стабильной скоростью.
  • Система сохраняет текущий режим, принимая его в качестве заданного.
  • Водитель добавляет или уменьшает скорость с помощью кнопок на пульте «SET +» и «SET -».
  • При активном круиз-контроле он контролирует скорость, задействуя датчик и ЭБУ. Если машина замедляется, ЭБУ повышает подачу топлива для поддержания заданной скорости. Если авто движется быстрее, ЭБУ сокращает подачу горючего.
  • При торможении либо переключении на более низкую передачу система отключается, автомобиль возвращается к ручному управлению.
  • Для восстановления предыдущей заданной скорости после отключения системы используется кнопка «RESUME».

 

Типы круиз-контроля

Существует две разновидности системы: пассивный и адаптивный круиз-контроль. Первый вариант уже считается устаревшим, присутствует на автомобилях старше 40 лет, управляется посредством рычагов и кнопок на руле.

Адаптивный круиз-контроль – более современный вариант, способный установить помехи на дороге, постоянно контролирующий дистанцию до машины, которая едет впереди.

Пассивный круиз-контроль (РСС) – классическое устройство, задача которого заключается в сохранении оптимальной скорости.

Основные элементы системы представлены датчиками, блоком управления, приводом дроссельной заслонки. Устройство обладает простой конструкцией, надежно в эксплуатации, но ограничено в функционале.

Включение-отключение системы водитель осуществляет самостоятельно. При этом она не способна устанавливать и контролировать безопасную дистанцию до других машин.

Адаптивный круиз-контроль (АСС) – представляет собой модифицированную версию системы, способную подстраивать скорость машины в автоматическом режиме с учетом режима движения и удаления от других ТС.

АСС применяет датчики, радары, чтобы контролировать окружающую обстановку. Способен автоматически замедлять и ускорять машину для соблюдения безопасной дистанции. Распространенной функцией АСС выступает автоматическая остановка и старт машины в пробках. Если автомобиль стоит в пробке, система автоматически отслеживает движения впереди идущего транспорта, при необходимости запустит машину и продолжит движение.

Особенностью адаптивного круиз-контроля выступает его способность работать на трассах с высоким транспортным потоком, а также в условиях плохой видимости.

В числе дополнительных функций – система предупреждения о съезде с полосы, автоматическое торможение при опасности столкновения.

 

С учетом типа действия АСС делится на виды:

  • Радарный. Измеряет удаленность других машин с помощью радиоволн. Характеризуется большим радиусом работы, что позволяет системе оперативно реагировать на изменения в движении машин впереди.
  • Лидарный. Система работает посредством сканирования дороги перед машиной с помощью лазерного луча, измерения расстояния до других ТС. Такие АСС стоят дешевле, работают точно, имеют большой радиус охвата. Но в туман или пасмурную погоду их эффективность падает.
  • Камерный. Распознает впереди идущие машины и измеряют расстояние до них с помощью камер. Система демонстрирует отличную работу на небольших расстояниях, в городском движении.
  • Гибридный. Сочетает в себе работу радара, лидара и камеры для повышения точности и надежности.

 

Самостоятельная установка адаптивного круиз-контроля

Монтаж адаптивного круиз-контроля – непростая задача, требующая соответствующих знаний и опыта выполнения.

Установка по общему алгоритму проводится в несколько этапов:

  • Подбор, покупка комплектующих, системы круиз-контроля, кабелей, датчиков и прочих деталей.
  • Подготовка машины к установке. Демонтаж отдельных элементов (пластиковая обшивка, провода для упрощения доступа к участкам установки датчиков и других компонентов).
  • Монтаж. На передний бампер ставятся датчики, прокладываются кабеля, закрепляются другие компоненты.
  • Подключение к системе электропитания машины, настройка ПО. 
  • Тестирование, проверка работоспособности. 

При отсутствии опыта и навыков работы следует доверять профессионалам.

Вопрос/Ответ

Когда нельзя включать круиз-контроль?

Существует ряд ситуаций, для которых не рекомендуется либо не безопасно использовать круиз-контроль:

  • При езе в плотном городском потоке машин, на перекрестках.
  • При езде в непогоду и прочих ситуациях, способных повлиять на сцепление покрышек с дорогой.
  • При движении по извилистой трассе, на участках с большим количеством поворотов.
  • При крутом подъеме/спуске. 
  • При езде под высокой нагрузкой и на большой скорости.
  • В случае неисправности системы, необходимости обслуживания.

Как отключить круиз-контроль?

Для отключения системы необходимо:

  • Нажать на кнопку «Off» на панели управления либо рулевом колесе.
  • Нажать на педаль тормоза/газа для замедления либо резкого ускорения.
  • Выжать сцепление (для авто с МКПП) либо нажать на кнопку на рычаге селектора передач (для авто с коробкой-автомат).

Где находится система круиз-контроля в автомобиле?

Система управления опцией обычно располагается на рулевом колесе либо под ним в виде отдельного лепестка с кнопками.

Когда отключается круиз-контроль?

  • Система деактивируется в следующих случаях:
  • Превышение заданной скорости.
  • Нажатие на педаль тормоза.
  • Неисправный датчик, отвечающий за сцепление либо педаль тормоза.
  • Неполадки в работе проводки.
  • Поломка ЭБУ.
  • Несовместимость моторов, установленных после ремонта.
  • Неполадки системы круиз-контроля.

Как происходит торможение авто на круиз-контроле?

Замедление происходит посредством отключения педали газа и подключения торможения двигателем. Для ускорения процесса водитель может нажать на тормоз. Ряд систем предусматривают активацию автоматического торможения, что исключает столкновение с другими объектами.