Современные машины оснащаются большим количеством систем, повышающих их безопасность, ассистентов, помогающих водителю с управлением. Инженеры постоянно работают над их модернизацией, разработкой новых – даже автопилоты в автомобилях стали реальностью. В числе первых систем безопасности была антиблокировочная система тормозов.
Anti-lock braking system (ABS) призвана предотвратить блокировку колес при резком нажатии на педаль тормоза. Это делает управление более контролируемым, сокращает расстояние, необходимое, чтобы ТС полностью остановилось.
Функционал системы
В автомобиле система АБС выполняет несколько ключевых функций:
- Предотвращает блокировку колес во время торможения, что исключает скольжение машины.
- Повышение управляемости и стабильности движения – отсутствие блокировки колес позволяет водителю продолжить управлять машиной даже при интенсивном нажатии на педаль тормоза. Совершаемые в экстренных ситуациях маневры становятся более безопасными.
- Сокращение изношенности шин – за счет контролируемого, равномерного торможения с системой АБС уменьшается износ покрышек за счет предупреждения их излишнего стирания при блокировке.
- Повышается качество сцепления с полотном дороги, что уменьшает тормозной путь на сухих, мокрых трассах.
- Помощь при адаптации авто к различным условиям на дороге: система автоматически подстраивается к условиям дорожного полотна, обеспечивая оптимальное торможение.
- Улучшение безопасности вождения, особенно при экстренной остановке, когда требуется быстро остановить машину, сохранив при этом управление.
Основные элементы системы ABS
Установленная в автомобиле система антиблокировки колес состоит из следующих компонентов:
- Сенсоры скорости колес: находятся на каждом колесе, передают сведения на ЭБУ о скорости вращения. Отмечают ситуации, когда одно из колес вращается медленнее остальных, что является одним из признаков его блокировки.
- ЭБУ: главный компонент системы, ее «мозг». Блок обеспечивает обработку данных, полученных от датчиков, на основе этих сведений активирует систему для предупреждения блокировки колес. Функционал ЭБУ также включает расчет оптимальной величины давления в тормозной системе для каждого колеса.
- Гидравлический модулятор. Контролирует давление тормозной жидкости в колесах, управляется ЭБУ. Если происходит блокировка, ЭБУ направляет сигнал на гидравлический модулятор о снижении давления в системе для определенного колеса, что позволяет ему свободно вращаться. Поле этого давление повторно повышается, чтобы обеспечить эффективное торможение.
- Модулятор с клапаном. ЭБУ передает сигналы на электромагнитные клапаны, управляющие потоком тормозной жидкости для оперативного регулирования давления в системе торможения.
- Система торможения. Система антиблокировки работает в паре с традиционной тормозной системой машины, контролируя давление в тормозных цилиндрах.
- Насос ABS поддерживает, регулирует давление в системе торможения каждого колеса. При обнаружении блокировки насос уменьшает давление в тормозном цилиндре конкретного колеса, позволяя предотвратить его блокировку. Установка насоса кулачкового типа выполняется не на все марки машин.
Активации системы ABS осуществляется в автоматическом режиме при обнаружении электронным блоком условий, потенциальных причин блокировки колес при торможении. Система проводит постоянный мониторинг, регулирует давление в тормозах, обеспечивая оптимальное торможение, не позволяя потерять контроль над машиной.
Как работает АБС
Все элементы системы антиблокировки выполняют установленный круг задач, что в совокупности обеспечивает общую работоспособность оборудования.
Установленные на каждом колесе датчики скорости проводят постоянные измерения и передачу данных о скорости вращения колес в ЭБУ.
Поступившие сведения анализируются, система определяет, начинает ли какое-либо колесо быстрее тормозить, что указывает на потенциальную блокировку.
В ЭБУ проводится анализ сведений от датчиков, устанавливается, когда колесо тормозит быстрее, чем остальные.
В состав гидравлического модулятора входят клапаны, насос. После определения блоком необходимости предупреждения блокировки, на гидравлический модулятор передается сигнал, выравнивающий давление тормозной жидкости в рабочем цилиндре нужного колеса.
Временно давление тормозной жидкости в цилиндре колеса, находящегося на грани блокировки, снижается, что обеспечивает его свободное вращение. После этого давление быстро восстанавливается для поддержания эффективного торможения. Процесс может повторяться несколько раз в секунду.
Система АБС способна на адаптацию к различным условиям вождения, качеству полотна дороги, что обеспечивает оптимальное торможение. ABS характеризуется автономной работой – водителю не придется совершать дополнительные действия. Его задача – продолжать уверенно выжимать педаль тормоза при экстренном торможении.
Разновидности
Ранжирование систем ABS выполняется по разным признакам, включая количество колес на контроле, способ управления, дополнительные функциональные нюансы. К основным типам относится:
- Четырехканальная. Современный, наиболее распространенный тип. На каждом колесе устанавливается датчик, контроль осуществляется отдельно по колесам. Это обеспечивает оптимальную регулировку торможения машины.
- Трехканальная. Предусматривает отдельный контроль передних колес и совместный – задних. Датчики устанавливаются на каждом переднем колесе, для задних предусматривается общий канал управления.
- Двухканальная. При такой конфигурации на передней и задней оси располагается по датчику. Управление происходит попарно.
- Одноканальная. Простая система, контролирующая только задние колеса. Чаще всего используется на мотоциклах.
- Интегрированная с электронной системой стабилизации (ESP), что обеспечивает большую безопасность, улучшает управление машиной.
- ABS, способная распределять тормозное усилие (EBD), обеспечивает оптимизацию распределения тормозного усилия в автоматическом режиме между передней/задней осями с учетом нагрузки авто. Такое исполнение повышает безопасность, делает торможение более эффективным при различных условиях эксплуатации.
Рекомендации по использованию
Грамотная эксплуатация и обслуживание системы ABS обеспечивает безопасность на дорогах, увеличивает срок службы системы.
Основные рекомендации по правильному применению сводятся к следующему:
- Понимание сути работы: назначение системы заключается в предупреждении блокировки колес при торможении, что помогает сохранить управляемость машиной. Но она не всегда способна уменьшить тормозной путь.
- Корректная техника торможения: в ходе экстренного торможения с системой АБС важно сильно выжать педаль тормоза, удерживая ее до полной остановки машины. Не нужно жать на педаль хаотично.
- Реагирование на предупреждающие индикаторы: если включается лампочка ABS на панели приборов, это может означать проблему в системе. Не откладывайте решение на потом, посетите автосервис для диагностики и ремонта.
- Соблюдение интервалов обслуживания: регулярная проверка системы торможения, включая замену жидкости, колодок, позволит поддерживать нормальную работоспособность АБС.
- Исключение агрессивного вождения: резкие и частые торможения изнашивают систему. Аккуратное, предсказуемое вождение снижает нагрузку.
- Учет погодных условий: в плохую погоду, когда на дороге гололед, идет дождь либо снег, следует помнить, что ABS не устраняет скольжение, хоть и оказывает содействие в управлении авто. Снижайте скорость, держите значительную дистанцию до идущих впереди машин.
- Повышайте практику использования: тем, кто впервые управляет машиной с системой ABS, рекомендуется пройти специальное обучение либо тренировки на безопасной территории. Это поможет привыкнуть к ее работе при экстренном торможении.
Неполадки АБС и как их исправить
Наиболее частые неисправности ABS в автомобиле и их причины:
Установленный на колесе датчик скорости выдает ошибку
- Поврежден сам датчик либо его проводка.
- На элементе присутствует загрязнение, коррозия.
- Повреждено, износилось кольцо датчика.
Некорректная работа насоса/мотора АБС
- Элемент имеет дефекты.
- Повредились либо оборвались провода.
Реле АБС выдает ошибку
- Неисправность элемента.
- Плохое соединение, присутствие коррозии на коннекторе.
Ошибка внутренней электропроводки
- Повреждение проводки.
- Обрыв провода, короткое замыкание.
Ошибка управляющего модуля ABS
- Неисправность, повреждение в модуле управления системой.
- Неполадки с питанием, заземлением модуля.
Низкий уровень тормозной жидкости
- Утечка ТЖ.
- Изношенность тормозных колодок.
Присутствие воздуха в системе торможения
- Нарушение правил обслуживания тормозов.
- Утечка ТЖ.
Некорректная работа гидравлического управляющего блока
- Элемент поврежден либо изношен.
- Присутствует загрязнение, засорение гидравлической системы.
Система АБС активируется при обычном торможении
- Нарушена работа датчиков скорости колес.
- Неисправности гидравлической системы, насоса АБС.
Преимущества и недостатки системы АБС в автомобиле
Не все водители и эксперты принимают наличие антиблокировочной системы в машине как положительный элемент, отмечая при этом ряд минусов в ее работе.
Плюсы заключаются в следующем:
- Исключает блокирование колес в процессе резкого торможения, что делает авто более управляемым.
- Сохраняет управляемость машиной даже при экстренном торможении.
- Улучшает процесс торможения при движении на скользкой, мокрой дороге, сокращает риск скольжения.
- Обеспечивает равномерное торможение, что положительно сказывается на состоянии шин.
- Основные преимущества работы АБС проявляются в неожиданных ситуациях, требующих моментального реагирования.
- Увеличение безопасности вождения, особенно при движении в сложных дорожных условиях.
Отрицательные моменты:
- По сравнению с обычными системами торможения АБС более сложная и дорогая в обслуживании.
- Подвержена поломкам, как и любая технология, нуждается в регулярной диагностике и обслуживании.
- Работа системы не приводит к значительному сокращению тормозного пути.
- Когда АБС работает, водитель ощущает вибрацию в педали тормоза, что для некоторых непривычно или неудобно.
- Работоспособность системы зависит от качества и исправности электрики в авто.
- Требует привыкания к работе.
Сравнивая положительные и отрицательные стороны, легко понять, почему система АБС вошла в перечень стандартных для современных машин, несмотря на ряд ограничений и необходимость адаптироваться к ее работе.