Мы размещаем реальные отзывы
настоящих людей об автосалонах

Антиблокировочная система автомобиля (ABS): зачем необходима, как устроена и работает

Современные машины оснащаются большим количеством систем, повышающих их безопасность, ассистентов, помогающих водителю с управлением. Инженеры постоянно работают над их модернизацией, разработкой новых – даже автопилоты в автомобилях стали реальностью. В числе первых систем безопасности была антиблокировочная система тормозов. 

Anti-lock braking system (ABS) призвана предотвратить блокировку колес при резком нажатии на педаль тормоза. Это делает управление более контролируемым, сокращает расстояние, необходимое, чтобы ТС полностью остановилось.

 

Функционал системы

В автомобиле система АБС выполняет несколько ключевых функций:

  • Предотвращает блокировку колес во время торможения, что исключает скольжение машины.
  • Повышение управляемости и стабильности движения – отсутствие блокировки колес позволяет водителю продолжить управлять машиной даже при интенсивном нажатии на педаль тормоза. Совершаемые в экстренных ситуациях маневры становятся более безопасными.
  • Сокращение изношенности шин – за счет контролируемого, равномерного торможения с системой АБС уменьшается износ покрышек за счет предупреждения их излишнего стирания при блокировке.
  • Повышается качество сцепления с полотном дороги, что уменьшает тормозной путь на сухих, мокрых трассах.
  • Помощь при адаптации авто к различным условиям на дороге: система автоматически подстраивается к условиям дорожного полотна, обеспечивая оптимальное торможение.
  • Улучшение безопасности вождения, особенно при экстренной остановке, когда требуется быстро остановить машину, сохранив при этом управление.

 

Основные элементы системы ABS

Установленная в автомобиле система антиблокировки колес состоит из следующих компонентов:

  • Сенсоры скорости колес: находятся на каждом колесе, передают сведения на ЭБУ о скорости вращения. Отмечают ситуации, когда одно из колес вращается медленнее остальных, что является одним из признаков его блокировки.
  • ЭБУ: главный компонент системы, ее «мозг». Блок обеспечивает обработку данных, полученных от датчиков, на основе этих сведений активирует систему для предупреждения блокировки колес. Функционал ЭБУ также включает расчет оптимальной величины давления в тормозной системе для каждого колеса.
  • Гидравлический модулятор. Контролирует давление тормозной жидкости в колесах, управляется ЭБУ. Если происходит блокировка, ЭБУ направляет сигнал на гидравлический модулятор о снижении давления в системе для определенного колеса, что позволяет ему свободно вращаться. Поле этого давление повторно повышается, чтобы обеспечить эффективное торможение.
  • Модулятор с клапаном. ЭБУ передает сигналы на электромагнитные клапаны, управляющие потоком тормозной жидкости для оперативного регулирования давления в системе торможения.
  • Система торможения. Система антиблокировки работает в паре с традиционной тормозной системой машины, контролируя давление в тормозных цилиндрах.
  • Насос ABS поддерживает, регулирует давление в системе торможения каждого колеса. При обнаружении блокировки насос уменьшает давление в тормозном цилиндре конкретного колеса, позволяя предотвратить его блокировку. Установка насоса кулачкового типа выполняется не на все марки машин. 

Активации системы ABS осуществляется в автоматическом режиме при обнаружении электронным блоком условий, потенциальных причин блокировки колес при торможении. Система проводит постоянный мониторинг, регулирует давление в тормозах, обеспечивая оптимальное торможение, не позволяя потерять контроль над машиной.

 

Как работает АБС 

Все элементы системы антиблокировки выполняют установленный круг задач, что в совокупности обеспечивает общую работоспособность оборудования. 

Установленные на каждом колесе датчики скорости проводят постоянные измерения и передачу данных о скорости вращения колес в ЭБУ. 

Поступившие сведения анализируются, система определяет, начинает ли какое-либо колесо быстрее тормозить, что указывает на потенциальную блокировку. 

В ЭБУ проводится анализ сведений от датчиков, устанавливается, когда колесо тормозит быстрее, чем остальные. 

В состав гидравлического модулятора входят клапаны, насос. После определения блоком необходимости предупреждения блокировки, на гидравлический модулятор передается сигнал, выравнивающий давление тормозной жидкости в рабочем цилиндре нужного колеса.

Временно давление тормозной жидкости в цилиндре колеса, находящегося на грани блокировки, снижается, что обеспечивает его свободное вращение. После этого давление быстро восстанавливается для поддержания эффективного торможения. Процесс может повторяться несколько раз в секунду.

Система АБС способна на адаптацию к различным условиям вождения, качеству полотна дороги, что обеспечивает оптимальное торможение. ABS характеризуется автономной работой – водителю не придется совершать дополнительные действия. Его задача – продолжать уверенно выжимать педаль тормоза при экстренном торможении.

 

Разновидности

Ранжирование систем ABS выполняется по разным признакам, включая количество колес на контроле, способ управления, дополнительные функциональные нюансы. К основным типам относится:

  • Четырехканальная. Современный, наиболее распространенный тип. На каждом колесе устанавливается датчик, контроль осуществляется отдельно по колесам. Это обеспечивает оптимальную регулировку торможения машины. 
  • Трехканальная. Предусматривает отдельный контроль передних колес и совместный – задних. Датчики устанавливаются на каждом переднем колесе, для задних предусматривается общий канал управления.
  • Двухканальная. При такой конфигурации на передней и задней оси располагается по датчику. Управление происходит попарно.
  • Одноканальная. Простая система, контролирующая только задние колеса. Чаще всего используется на мотоциклах.
  • Интегрированная с электронной системой стабилизации (ESP), что обеспечивает большую безопасность, улучшает управление машиной.
  • ABS, способная распределять тормозное усилие (EBD), обеспечивает оптимизацию распределения тормозного усилия в автоматическом режиме между передней/задней осями с учетом нагрузки авто. Такое исполнение повышает безопасность, делает торможение более эффективным при различных условиях эксплуатации.

 

Рекомендации по использованию

Грамотная эксплуатация и обслуживание системы ABS обеспечивает безопасность на дорогах, увеличивает срок службы системы.

Основные рекомендации по правильному применению сводятся к следующему:

  • Понимание сути работы: назначение системы заключается в предупреждении блокировки колес при торможении, что помогает сохранить управляемость машиной. Но она не всегда способна уменьшить тормозной путь.
  • Корректная техника торможения: в ходе экстренного торможения с системой АБС важно сильно выжать педаль тормоза, удерживая ее до полной остановки машины. Не нужно жать на педаль хаотично. 
  • Реагирование на предупреждающие индикаторы: если включается лампочка ABS на панели приборов, это может означать проблему в системе. Не откладывайте решение на потом, посетите автосервис для диагностики и ремонта.
  • Соблюдение интервалов обслуживания: регулярная проверка системы торможения, включая замену жидкости, колодок, позволит поддерживать нормальную работоспособность АБС.
  • Исключение агрессивного вождения: резкие и частые торможения изнашивают систему. Аккуратное, предсказуемое вождение снижает нагрузку.
  • Учет погодных условий: в плохую погоду, когда на дороге гололед, идет дождь либо снег, следует помнить, что ABS не устраняет скольжение, хоть и оказывает содействие в управлении авто. Снижайте скорость, держите значительную дистанцию до идущих впереди машин. 
  • Повышайте практику использования: тем, кто впервые управляет машиной с системой ABS, рекомендуется пройти специальное обучение либо тренировки на безопасной территории. Это поможет привыкнуть к ее работе при экстренном торможении.

 

Неполадки АБС и как их исправить

 

Наиболее частые неисправности ABS в автомобиле и их причины:

 

Установленный на колесе датчик скорости выдает ошибку

  • Поврежден сам датчик либо его проводка.
  • На элементе присутствует загрязнение, коррозия.
  • Повреждено, износилось кольцо датчика.

Некорректная работа насоса/мотора АБС

  • Элемент имеет дефекты.
  • Повредились либо оборвались провода.

Реле АБС выдает ошибку

  • Неисправность элемента.
  • Плохое соединение, присутствие коррозии на коннекторе.

Ошибка внутренней электропроводки

  • Повреждение проводки.
  • Обрыв провода, короткое замыкание.

Ошибка управляющего модуля ABS 

  • Неисправность, повреждение в модуле управления системой.
  • Неполадки с питанием, заземлением модуля.

Низкий уровень тормозной жидкости

  • Утечка ТЖ.
  • Изношенность тормозных колодок.

Присутствие воздуха в системе торможения

  • Нарушение правил обслуживания тормозов.
  • Утечка ТЖ.

Некорректная работа гидравлического управляющего блока

  • Элемент поврежден либо изношен.
  • Присутствует загрязнение, засорение гидравлической системы.

Система АБС активируется при обычном торможении

  • Нарушена работа датчиков скорости колес.
  • Неисправности гидравлической системы, насоса АБС.

 

Преимущества и недостатки системы АБС в автомобиле

Не все водители и эксперты принимают наличие антиблокировочной системы в машине как положительный элемент, отмечая при этом ряд минусов в ее работе. 

 

Плюсы заключаются в следующем:

  • Исключает блокирование колес в процессе резкого торможения, что делает авто более управляемым.
  • Сохраняет управляемость машиной даже при экстренном торможении.
  • Улучшает процесс торможения при движении на скользкой, мокрой дороге, сокращает риск скольжения.
  • Обеспечивает равномерное торможение, что положительно сказывается на состоянии шин.
  • Основные преимущества работы АБС проявляются в неожиданных ситуациях, требующих моментального реагирования.
  • Увеличение безопасности вождения, особенно при движении в сложных дорожных условиях.

 

Отрицательные моменты:

  • По сравнению с обычными системами торможения АБС более сложная и дорогая в обслуживании.
  • Подвержена поломкам, как и любая технология, нуждается в регулярной диагностике и обслуживании.
  • Работа системы не приводит к значительному сокращению тормозного пути.
  • Когда АБС работает, водитель ощущает вибрацию в педали тормоза, что для некоторых непривычно или неудобно.
  • Работоспособность системы зависит от качества и исправности электрики в авто.
  • Требует привыкания к работе.

Сравнивая положительные и отрицательные стороны, легко понять, почему система АБС вошла в перечень стандартных для современных машин, несмотря на ряд ограничений и необходимость адаптироваться к ее работе.

Вопрос/Ответ

В каких ситуациях активируется ABS?

Работа системы ощущается водителем ногой по толчкам, которые передаются на педаль тормоза. Определить срабатывание системы позволяет не количество нажатий на педаль торможения, а качество сцепления колес с дорогой, сила, с которой водитель оказывает давление на педаль. Активировать работу системы позволяет экстренное торможение даже на сухом асфальте. При наступлении холодов условия для сцепления покрышек с дорогой значительно ухудшаются, так как на дорогах появляется снег, вода и лед.

Как определить, что система АБС не работает?

Признаки отсутствия вмешательства системы ABS в работу тормозов: 

  • При резком торможении колеса непрерывно блокируются.
  • При нажатии на тормоз отсутствует характерный стук и вибрация.
  • Стрелка спидометра отстает при разгоне либо не двигается совсем с исходного положения.
  • При неполадках двух и более датчиков на панели приборов дополнительно включается и не гаснет индикатор стояночного тормоза.

Что случится при отключении ABS?

При отключении антиблокировочной системы (ABS) автомобиля, тормоза будут функционировать как у автомобилей без ABS. Это означает, что при резком торможении колеса могут заблокироваться, что приведет к потере управляемости и увеличению тормозного пути.

Как определить, что на автомобиле установлена антиблокировочная система?

Сведения о присутствии в комплектации системы ABS можно получить из нескольких источников:

  • На приборной панели при включении зажигания загорается иконка АБС. 
  • Данные о системе имеются в руководстве по эксплуатации авто.

Какое сопротивление у рабочего датчика АБС?

В исправном состоянии сенсор системы имеет сопротивление 1 кОм. При вращении колес показания должны меняться, в противном случае датчик неисправен. Для различных датчиков характерны свои значения, поэтому перед началом работы необходимо изучить данную информацию.