Мы размещаем реальные отзывы
настоящих людей об автосалонах

Антифриз для вашего авто: как выбрать, использовать и не допустить ошибок

Антифриз – основной элемент системы охлаждения автомобиля, обеспечивающий его бесперебойную работу в любых климатических условиях. Правильный выбор, использование охлаждающей жидкости продлевают срок службы силового агрегата, предотвращает ряд потенциальных проблем (перегрев, замерзание антифриза). Несмотря на важность технической жидкости, не все автовладельцы уделяют должное внимание данному аспекту обслуживания своего транспортного средства.

 

Разновидности и марки

Охлаждающая жидкость представлена несколькими типами, различающихся своим составом, техническими характеристиками и стоимостью.

 

G11 / CODEG11

Один из наиболее популярных классов антифризов в России. Составы на основе этиленгликоля.

Главным плюсом выступает простота изготовления, что положительно сказывается на цене. Стоимость жидкости меняется с учетом объема, состава, присутствия присадок. В антифризах G11 нет боратов, аминов, фосфатов.

Цветовая гамма продуктов варьируется от желтого до синего и зеленого. G11 / CODEG11 подходят для машин до 1996 г.

 

G12 / CODEG12

Составы на основе пропиленгликоля. Характеризуются лучшим качеством, более высокой ценой за счет большей стоимости исходных компонентов.

Отдельного внимания заслуживают антикоррозийные присадки. ОЖ этого типа рекомендованы для машин 1996-2001 г.в. Основной цвет состава – красный, в линейке также присутствуют оранжевый, фиолетовый охладители.

Срок эксплуатации G12 / CODEG12 составляет до 5 лет.

При смешивании первой и второй группы состава образуются хлопья.

 

G12 PLUS / G12+

Состав, предназначенный для автомобилей, выпущенных после 2001 г. Это более экологичные антифризы, без аминов, нитриров, боратов. G12 Plus подходят для смешивания с другими типами ОЖ. Оттенок выбирается любой, обычно используется сиреневый, фиолетовый, лиловый.

 

G13

По составу похож на G12 Plus, но его изготовление проводится по более современной технологии. Это основная причина, по которой эти антифризы не изготавливаются в РФ. Состав ориентирован для использования в спорткарах, мотоциклах. Его отличительной особенностью выступает показатель теплоемкости и теплопроводности.

 

Достоинства охлаждающей жидкости

В сравнении с водой или тосолом антифриз обладает рядом преимуществ:

  • Лучше охлаждает силовой агрегат.
  • Эффективно справляется с поставленными задачами даже в условиях низких температур.
  • Обеспечивает защиту алюминию, включая условия значительного перегрева.
  • Увеличивает срок службы водяной помпы, обеспечивает защиту гильзам цилиндров двигателя от кавитации.
  • Хорошо совместим с эластомерами, полимерами.
  • Предупреждает образование засорений в радиаторе.

В последние годы на рынке автотоваров растет объем контрафактной продукции, поэтому к выбору ОЖ необходимо подходить основательно. При смешивании различных типов «незамерзаек» не исключается образование хлопьев, иных примесей. Низкосортные составы в процессе эксплуатации способны менять оттенок, высока вероятность выпадения осадка, ухудшение качеств.

 

Выбор антифриза по цвету

Подбор охладителя только по оттенку жидкости не даст хороших результатов. В ряде случаев цвет состава демонстрирует зависимость от температурных условий.

В РФ производят тосол двух оттенков – голубого (рассчитан на работу до -40С) и красного (работает до -65С). Продукция европейских брендов замерзает при одинаковой температуре в -40С.

Составы, выпущенные в Японии, Южной Корее, окрашиваются в свои оттенки: желтый (до -20С), зеленый (до -25С), красный (работает до -30С). Входящие в состав красители способны частично менять оттенок при взаимодействии с другими компонентами. Жидкость, полностью потерявшая свою окраску в ходе эксплуатации, признается негодной к использованию.

 

Выбор марки

Оптимальный критерий выбора антифриза – по марке либо изготовителю. Определенной классификации по первому критерию нет, каждый производитель придумывает свои буквенные обозначения для «незамерзайки». Популярные стандарты:

  • AFNOR – французские.
  • BS – английские.
  • CUNA – итальянские.
  • JIS – японские.
  • S A E, ASTM – североамериканские.
  • VW – немецкие.

Представленные на рынке продукты делятся на гибридные (G11), карбоксилатные (G12/G12+), лобридные (G12++/G13).

Оптимальным выбором является состав, рекомендованный производителем авто. Если в машину уже залит антифриз либо требуется долив, лучше выбирать жидкость аналогичного класса.

Изготовители, хорошо зарекомендовавшие себя у потребителей: Total, Shell, Texaco. Из российских брендов: ВАМП, Лукойл, Sintec.

 

Используемые присадки

В состав современных охлаждающих жидкостей обязательно включаются присадки против коррозии. В противном случае алюминиевые сплавы будут разрушаться под действием спиртов. Это вызывает коррозию, разрушает внутренние элементы мотора и системы охлаждения. Дополнительно присадки дают антифризу антикавитационные, противопенные, флуоресцентные качества.

До недавних пор в ходу был натрия метасиликат, обеспечивающий защиту алюминиевым сплавам от разрушительного воздействия антифриза. Жидкость не совместима с современными силовыми агрегатами из-за высоких рабочих температур, высокого риска засорения мотора. Популярностью пользуются нитраты, красители, ингибиторы коррозии меди, прочие добавки.

 

Особенности использования антифриза на автомобилях разных типов

Антифриз – незаменимая жидкость для системы охлаждения любого автомобиля. В зависимости от типа ТС, его конструкции, условий эксплуатации, требования к охлаждающим жидкостям различаются.

 

Легковые авто

Для легковых машин рекомендуется использование синтетических, органических составов. Они обеспечивают хорошую защиту от коррозии, имеют низкую температуру замерзания. Выбранное средство должно соответствовать рекомендациям производителя ТС.

Рекомендуется менять антифриз каждые 2-3 года или согласно рекомендациям производителя. При замене система охлаждения промывается для исключения смешивания разных типов жидкостей, образования осадка, снижения эффективности охлаждения.

 

Внедорожники, кроссоверы

Особенности эксплуатации этой группы ТС (повышенные нагрузки, температурные колебания) требуют применения ОЖ с усиленной стойкостью к высоким температурам, способностью предупреждать перегрев.

Ряд производителей рекомендуют применять антифризы с добавками, защищающими от коррозии, образования отложений. Необходимо контролировать уровень жидкости, особенно при частых поездках на сложных маршрутах.

 

Грузовики

Грузовые автомобили работают в более жестких условиях, чем легковые. Они требуют антифризов с высокой термостойкостью и долговечностью. Часто используются концентраты, которые разводятся с дистиллированной водой в зависимости от климатических условий.

Владельцы грузовиков должны регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, особенно перед длительными поездками. Ее нехватка способна стать причиной серьезных поломок, перегревов.

 

Спорткары

Для спортивных авто предусмотрены специализированные составы ОЖ с улучшенными параметрами теплоотведения. Это позволяет поддерживать оптимальную температуру двигателя даже при высоких нагрузках.

Из-за особенностей эксплуатации и высоких температур, антифриз в спортивных автомобилях рекомендуется менять каждые 12-18 месяцев.

 

Электромобили

Несмотря на отсутствие традиционного ДВС, в электрокарах также присутствует система охлаждения для батарей и электродвигателей. Антифриз для таких авто обеспечивает защиту от перегрева и замерзания.

Ряд производителей электромобилей предлагает продукты со специальными формулами, оптимизированные для работы в электросистемах.

 

Как доливать антифриз правильно

Корректный уровень ОЖ позволяет поддерживать тепловой режим мотора на оптимальном уровне, предупреждать серьезные неполадки. В ходе использования машины уровень жидкости понижается из-за испарения, утечек, наличия микрорастрескиваний в системе.

Дефицит антифриза приводит к негативным последствиям:

  • Перегрев мотора, что вызывает деформацию ГБЦ, другие серьезные повреждения.
  • Образование воздушных пробок, понижающих эффективность системы охлаждения.
  • Усиленный износ элементов системы.

Избыток антифриза провоцирует излишнее давление в системе, что становится причиной разрыва шлангов, повреждения радиатора. Лишняя жидкость выплескивается через клапан крышки расширительного бачка.

Вовремя определить проблему позволяет регулярный контроль уровня технической жидкости, правильный долив – избежать дорогостоящего ремонта.

 

Долив на холодную и горячую

Соблюдение температуры силового агрегата при доливе ОЖ – важный момент безопасного, эффективного обслуживания системы охлаждения.

Долив на горячий мотор сопровождается рядом проблем, таких как:

  • Ожоги. Во время снятия крышки расширительного бачка, радиатора на горячем силовом агрегате ОЖ выбрасывается наружу под давлением, представляя опасность для здоровья.
  • Повреждение системы. Нагретый мотор приводит к расширению жидкости, созданию высокого давления. При резком притоке холодного состава возникает температурный шок с образованием на радиаторе, блоке мотора трещин.
  • Некорректная точность уровня. На горячем агрегате жидкость расширяется, ее уровень кажется завышенным, что затрудняет верную оценку объема средства, необходимого для долива.

Плюсы долива на холодную:

  • Безопасность – нет риска обжечься горячим составом под давлением.
  • Точность измерения – жидкость не расширена под нагревом, ее уровень определяется корректно.
  • Предупреждение повреждений – элементы системы охлаждения не подвергаются температурному шоку.

Автопроизводители рекомендуют доливать антифриз только при холодном силовом агрегате. Это исключает риск травмирования, сохраняет систему охлаждения в целостности, позволяет точно установить уровень жидкости.

 

Долив антифриза по этапам

Подготовка

  • Подготовьте материалы, инструменты для манипуляций: лейку, перчатки, ветошь, жидкость для долива.
  • Определите уровень жидкости в расширительном бачке, обращая внимание на минимальную/максимальную отметки.

Контроль состояния антифриза:

  • Зрительно оцените степень прозрачности состава, оттенок. Присутствие осадка, изменение цвета указывают на необходимость обновления.
  • Температура замерзания антифриза проверяется рефрактометром, что позволяет установить его эффективность в текущих погодных условиях.

Долив:

  • Удостоверьтесь, что двигатель холодный. Снимите крышку расширительного бачка, что исключит выброс горячего состава.
  • Долейте жидкость до предельной отметки. Действуйте аккуратно и не торопясь, чтобы не перелить ее выше необходимого уровня.
  • При наличии в системе воздуха удалите образовавшиеся пробки как описано в руководстве пользователя вашего авто.

Финальные действия:

  • Проверьте крышку расширительного бачка на герметичность. Это исключит утечки в будущем.
  • Уберите рабочее место, верните инструменты на место, уберите пролитую жидкость.

Выполнение вышеописанных действий поможет исключить проблемы с системой охлаждения, увеличит срок службы транспортного средства.

После долива охлаждающей жидкости необходимо наблюдать за индикатором температуры на панели приборов машины. Показатели температуры силового агрегата должны находиться в пределах нормы.

При повышении градусов, падении ниже норматива есть основания заподозрить попадание в систему охлаждения воздуха либо наличие иных неполадок.

Уровень антифриза необходимо проверить через 2-3 дня после проведения манипуляций. Если в расширительном бачке отметка уровня стала существенно ниже, это говорит об утечке либо некорректном удалении воздушных пробок.

При необходимости выполняется еще один долив жидкости с соблюдением вышеуказанных рекомендаций.

Вопрос/Ответ

Как правильно выбрать антифриз для своего автомобиля?

При выборе охлаждающей жидкости учитывают следующие критерии:

  • Спецификации производителя. В руководстве пользователя авто отмечены типы составов, подходящие для данного транспортного средства.
  • Тип жидкости. Наиболее безопасным признается состав на основе пропиленгликоля, но у него выше стоимость, поэтому приходится искать золотую середину в плане цена/качество.
  • Климатические условия региона. Для холодной местности выбирайте жидкость с более низкой температурой замерзания.

Как часто нужно менять антифриз?

Интервал замены охлаждающей жидкости составляет 2-3 года. Точный срок зависит от применяемого состава:

  • Синтетические средства служат до 5 лет.
  • Тосол меняется чаще, так как быстрее теряет свои качества.

Как распознать дефицит антифриза?

На низкий уровень антифриза указывают следующие факторы:

Перегрев мотора. На панели приборов активируется индикатор перегрева.

Контроль утечек. Под машиной обнаруживаются пятна жидкости.

Сбои в работе системы отопления. Теплый воздух поступает в салон слабым потоком.

Что делать, если уровень антифриза постоянно уменьшается?

При постоянном падении уровня охлаждающей жидкости необходимо проверить машину на утечки и другие проблемы:

  • Осмотр радиатора, шлангов, соединений позволяет установить видимые утечки.
  • Наличие пятен жидкости под машиной должно насторожить.
  • Проверьте систему охлаждения: крышку радиатора, термостат. Их неисправности могут стать причиной утечек.
  • Обращение к профессионалам. Обратитесь в автосервис при невозможности самостоятельно определить проблему.

В чем различия между тосолом и антифризом?

Оба средства относятся к охлаждающим жидкостям, но обладают разными свойствами и составами.

Тосол – жидкость на основе этиленгликоля, которая была популярна в СССР. Современные продукты производятся на основе этиленгликоля и более безопасного и экологичного пропиленгликоля.

Антифриз обладает улучшенными антикоррозийными свойствами, защитой от замерзания, что делает его более эффективным в современных системах охлаждения.