Мы размещаем реальные отзывы
настоящих людей об автосалонах

Белый дым из выхлопной трубы: когда бывает и что делать

Появление белого дыма из выхлопного патрубка вызывает у большинства водителей беспокойство, и не зря. Причин у этого явления может быть несколько – от скопления конденсата в системе выхлопа, что нормально в холода, до серьезных неполадок в виде прогорания прокладки ГБЦ, повреждения системы охлаждения. Автовладелец должен уметь различать временные явления от признаков неисправностей, требующих повышенного внимания и диагностики.

 

Вид нормального дыма

В норме выхлопные газы автомобиля не имеют окраски либо обладают легким сероватым оттенком, который трудно заметить.

Основные параметры нормального дыма:

  • Степень прозрачности. Идеальное состояние выхлопа – полная чистота, не позволяющая заметить его невооруженным глазом. Нормой также признается наличие небольшого сероватого оттенка, особенно если мотор работает интенсивно либо выполнен его холодный пуск.
  • Запах. Несмотря на наличие характерного запаха, выхлоп не должен быть чересчур резким либо неприятным. Сильный запах гари, неполного сгорания выступает признаком проблем.
  • Постоянство цвета. В норме выхлопы не должны менять оттенком под нагрузкой. При ускорении, когда растет объем сгораемого горючего, выхлоп становится чуть заметнее, но не меняет свой цвет на белый или какой-либо еще.

Существуют ситуации, для которых изменение оттенка выхлопа относится к норме:

  • Белый дым при старте в мороз появляется из-за конденсации влаги в системе выхлопа.
  • При подъеме в гору, сильном ускорении происходит кратковременное окрашивание газов в малозаметный серый цвет. Причиной является рост нагрузки, увеличение объема потребления топлива.

При обнаружении значительных отклонений от описанных параметров, когда белый дым появляется постоянно и в большом объеме, это указывает на присутствие неполадок в моторе или системе выхлопа. Требуется диагностика в автосервисе.

 

Опасность белого дыма из выхлопной трубы

Окрашенный в белый цвет выхлоп является признаком проблем в машине, часть которых способны негативно отразиться на работоспособности двигателя. Основные риски и последствия:

  • Длительное влияние причин, вызывающих белый дым, провоцирует серьезные поломки силового агрегата.
  • Неполадки, из-за которых белеет выхлоп, нередко сопровождаются чрезмерным расходом горючего и/или антифриза.
  • Восстановление неполадок: замена прокладки ГБЦ, системы охлаждения или блока цилиндров требует больших затрат. 

 

Белый дым из выхлопа в бензиновом моторе

Причин, вызывающих изменение оттенка выхлопа на белый, несколько.

 

Присутствие конденсата в системе выхлопа

Одна из малозначимых причин, входящих в категорию «Белый дым имеется, но утечки антифриза нет». Скопление конденсата внутри наблюдает в холодное время года. Автовладелец наблюдает белое облако при холодном старте мотора. Явление временное, самоликвидируется после прогрева авто. Это естественный процесс, не требующий дополнительных действий со стороны водителя.

 

Повреждение прокладки ГБЦ

Одна из наиболее частных причин. Прокладка в моторе – критически важный элемент, обеспечивающий герметичное соединение между блоком и ГБЦ. Это исключает утечку антифриза, масла в камере сгорания, смешивания этих жидкостей между собой.

В случае износа, повреждения прокладки охладитель просачивается в камеры сгорания, где он сгорает вместе с топливом с образованием белого дыма. Присутствующий в составе антифриза гликоль придает выхлопу характерный сладковатый запах.

Падение объема антифриза из-за утечки сокращает его уровень. Мотор хуже охлаждается, увеличивает рис его перегрева, что приводит к более серьезным последствиям.

На повреждение прокладки ГБЦ указывает не только белый дым, но и снижения уровня охлаждающей жидкости без видимых внешних протечек.

Замена прокладки ГБЦ – трудоемкая, сложная операция, сопровождаемая демонтажом многих компонентов мотора, включая саму головку. Длительная езда на машине с поврежденной прокладкой усиливает ущерб, приводит к повреждению головки, блока цилиндров, поршней по причине перегрева либо химической реакции с антифризом.

 

Трещины в блоке, ГБЦ

Наряду с прогоранием прокладки становятся причиной попадания в камеру сгорания антифриза. Проблема решается ремонтом либо заменой поврежденных компонентов, капитальным ремонтом силового агрегата.

 

Ошибки в выборе горючего

Применение низкосортного либо не предназначенного для мотора топлива способно менять параметры сгорания, вызывая образование белого дыма.

 

Проблемы с термостатом

Само устройство не приводит к образованию белого дыма из выхлопной трубы, но его неполадки косвенно формируют условия, при которых возможно образование такого дыма.

При заклинивании устройства в закрытом положении возникает перегрев мотора, что потенциально приводит к повреждению ГБЦ либо ее прокладки. Антифриз попадает в камеры сгорания, образуя белый дым при испарении. 

Постоянно открытый термостат не позволяет двигателю нормально разогреться до рабочей температуры, особенно в холода. Недостаточный прогрев мотора сокращает эффективность сгорания топлива, повышает вероятность конденсации влаги в системе выхлопа, что также приводит к образованию белого облака. Особенно это заметно по утрам при первом старте. После прогрева ДВС явление исчезает.

 

Форсунки

В бензиновом моторе форсунки обеспечивают распыление горючего под высоким давлением в камеры сгорания. Если проблема в них, то в ходе их засорения или неполадок топливо сгорает неполностью, так как в цилиндрах образуется его переизбыток. Дым окрашивается в черный либо белый цвет.

 

Антифриз в коллекторе

Затекание антифриза в коллектор впуска машины – серьезная проблема, указывающая на наличие неисправностей в системе охлаждения либо моторе.

Основные причины неполадки:

  • Повреждение прокладки ГБЦ.
  • Растрескивания в ГБЦ, в самом блоке цилиндров.
  • Поломка теплообменника. В ряде двигателей теплообменник обеспечивает предварительный нагрев воздуха либо охлаждение масла. При его повреждении антифриз будет затекать во впускной коллектор.
  • В ряде систем ЕГР применяется охлаждение отработавших газов антифризом. При повреждении системы охладитель будет попадать в коллектор впуска через каналы ЕГР. 

Присутствие антифриза во впускном коллекторе является серьезной проблемой, требующей моментального вмешательства и профессионального ремонта. Игнорирование неполадок усугубит ситуацию – повреждения мотора будут усиливаться, агрегат будет работать еще хуже.

 

Влияние фильтров на появление белого дыма

Состояние очистителей в машине оказывает косвенное воздействие на образование белого дыма из выхлопной трубы. 

 

Воздушный

Обеспечивает очистку поступающего в мотор воздуха для сгорания горючего. Забитый элемент сокращает приток свежего воздуха – топливовоздушная смесь становится обогащенной (объем топлива превышает объем воздуха). 

Из-за избытка горючего образуется черный дым, но в ряде случаев, особенно при его неполном сгорании, наблюдается окрашивание выхлопа в белый.

 

Топливный

Предназначен для удаления из топлива примесей до его попадания в форсунки. Забитый топливный фильтр мешает потоку горючего к мотору, что приводит к неправильной работе агрегата. Риск появления белого дыма из-за этого минимальный, так как обычно выхлоп окрашивается из-за присутствия влаги либо антифриза в камере сгорания либо неполного сгорания топлива.

 

Масляный

Очищает моторное масло, устраняя отходы сгорания, абразивы. Несмотря на появление различных проблем с мотором из-за забитого масляного фильтра, включая усиленный износ, это маловероятно вызовет образование белого дыма.

Состояние фильтрующих элементов способно оказывать влияние на работу мотора и процесс сгорания, однако окрашивание выхлопа в белый чаще возникает по другим причинам и не имеет прямой связи с фильтрами.

 

Белый дым из выхлопной трубы на дизельных авто

Основными факторами, из-за которых меняется цвет выхлопа у дизельного автомобиля, выступают:

  • Низкая температура мотора. В холода либо при первом старте дизеля не исключается образование белого дыма по причине неполного сгорания топлива. Причина кроется в недоборе двигателем оптимальной рабочей температуры.
  • Проблемы с поступлением горючего. Присутствие в топливной системе воздуха нарушает нормальное сгорание дизеля, что приводит к указанной проблеме. В такой ситуации засоряются либо выходят из строя форсунки. Распыление топлива будет происходить неравномерно, что также станет причиной его неполного сгорания.
  • Наличие в горючем воды. Присутствующая в топливе жидкость испаряется при сгорании, формируя белое облако выхлопа.
  • Подтекание антифриза. По аналогии с бензиновыми моторами попадание охладителя в камеры сгорания из-за повреждения прокладки ГБЦ, растрескивания самой детали приводит к появлению белого выхлопа со сладковатым запахом.
  • Некорректная настройка топливной системы. Ошибочно установленный угол опережения, давление впрыска становится причиной неполного сгорания горючего.
  • Заправка неподходящего топлива. Низкосортное, не соответствующее сезону топливо способно негативно повлиять на процесс сгорания, вызвать образование белого облака.

 

Белый дым на холостом ходу

Сигнализирует о нескольких различных проблемах с машиной. Причины определяются типом мотора. 

Для бензиновых ДВС:

  • Скопление конденсата по утрам, в холодное время.
  • Подтекание антифриза в камеры сгорания.
  • Неполадки системы впрыска топлива.

Для дизельных моторов:

  • На холостых оборотах, особенно в холода, топливо сгорает неполностью.
  • Засорение форсунок, попадание в топливную систему воздуха, проблемы с ТНВД.
  • Попадание воды в топливную систему. 

В качестве общих причин отмечаются неполадки в системе ЕГР, попадание антифриза в камеры сгорания. При регулярном образовании белого выхлопа и его присутствия даже при прогретом моторе необходимо отправить автомобиль на диагностику и ремонт – присутствуют серьезные проблемы.

 

Варианты диагностики неисправности

Проводится несколько основных действий, позволяющих распознать источник проблемы. При проверке контролируется уровень охладителя в расширительном бачке, моторного масла на наличие признаков эмульсии (масло похоже на майонез). Это – верный признак попадания ОЖ в масляную систему. 

Мотор и система охлаждения осматриваются на предмет протекания антифриза. Контролируется состояние радиатора, шлангов системы охлаждения, прокладки крышки радиатора на наличие повреждений, растрескиваний. Обнаружить скрытые дефекты и протечки позволяет испытание охладительной системы под давлением.

Как предупредить образование белого выхлопа

Профилактика окрашивания выхлопных газов в белый цвет предполагает проведение ряда регулярных действий по обслуживанию и проверке машины:

  • Мониторинг уровня антифриза. Постоянные проверки позволяют убедиться в нормальном уровне жидкости. Низкий уровень может быть признаком протечки.
  • Контроль системы охлаждения на предмет утечек. Осмотру подлежит радиатор, шланги, места соединений, прокладки. Все элементы проверяются на присутствие следов охладителя.
  • Соблюдение рекомендаций производителя автомобиля по сервисным интервалам замены антифриза. Состарившийся охладитель не способен проявлять прежних антикоррозийных качеств. Такая жидкость оказывает обратное действие – вызывает коррозию и утечки.
  • Проверка, обновление прокладки ГБЦ. Обнаружение признаков повреждения элемента (перегрев, смешивание антифриза с маслом) требует его замены. 
  • Регулярный мониторинг, обслуживание топливной системы. Прочистка либо обновление форсунок, топливного фильтра – залог правильного сгорания топлива и образования белого дыма.
  • Заливка топлива и смазывающей жидкости высокого качества.
  • Проведение регулярных проверок, ТО мотора, включая замену свечей зажигания, воздушных фильтров, обеспечит поддержание работы силового агрегата в оптимальном режиме.
  • Контроль состояния работы ДВС. Любые изменения в работе агрегата в виде падения мощности, появления нетипичных звуков, изменения в выхлопных газах должны подвергаться срочной диагностике. Это позволит обнаружить проблемы на начальной стадии, предупредить серьезные неисправности.

Соблюдение вышеуказанных рекомендаций позволит свести к минимуму риск образования белого дыма из выхлопной трубы. Это сократит вероятность дорогостоящего ремонта, увеличит срок службы ТС.

Вопрос/Ответ

Является ли белый дым признаком проблем с трансмиссией?

Нет, окрашивание выхлопа в белый не связано с трансмиссионным узлом. Обычно это связано с мотором.

О чем говорит наличие белого дыма из глушителя при прогретом двигателе?

В теплую погоду постоянный белый дым на хорошо прогретом моторе указывает на попадание антифриза в цилиндры (вероятная причина – нарушение герметичности прокладки ГБЦ). В такой ситуации влага охладителя не успевает полностью испариться при сгорании топлива, что приводит к образованию белого густого дыма – пара высокой плотности.

Основные причины образования белого выхлопа

  • Попадание в солярку конденсата, воды.
  • Ошибки с зажиганием, прочие сбои, из-за которых топливная смесь неполностью сгорает.
  • Протекание антифриза в коллектор.
  • Повреждение деталей группы поршней-цилиндров, из-за которых резко снижается компрессия.
  • При наличии на машине сажевых фильтров типа FAP/DPF окрашивание выхлопа в белый может происходить из-за сгорания сажевых частиц.

Какие другие симптомы сопровождают утечку антифриза помимо белого выхлопа?

Прочими признаками подтекания охладителя выступают:

  • Перегрев мотора.
  • Низкий уровень антифриза.
  • Образование пены, эмульсии на масляной крышке.
  • Появление сладковатого запаха.
  • Наличие луж под машиной после стоянки.
  • Проблемы с отоплением.

Что опаснее – белый или черный дым из выхлопной трубы?

Опасность белого и черного дыма из выхлопной трубы зависит от причин их появления. Выхлоп окрашивается в белый из-за утечки антифриза, попадания конденсата. Появление черного дыма указывает на избыток в смеси топлива (из-за неполного сгорания). Это приводит к перерасходу горючего, нарушению экологичных норм. 

Оба типа дыма указывают на присутствие проблем, но белый для мотора будет более опасным в долгосрочной перспективе. Черный выхлоп, хоть и указывает на проблемы, больше влияет на экологию и расход топлива. При обнаружении любого нестандартного оттенка выхлопных газов следует обращаться в автосервис для диагностики.