Зимние месяцы приносят не только красоту снежных пейзажей, но и множество проблем для автомобилистов. Одна из распространенных ситуаций, с которой сталкиваются водители в холодное время года – невозможность завести машину после сильных морозов. Причины у этого события различны – от состояния аккумулятора до проблем с топливной системой.
Причины, по которым не заводится машина после морозов
АКБ
В мороз существенно уменьшается емкость аккумулятора. Это особенно актуально для старых батарей, недостаточно заряженных. Минусовые температуры замедляют реакции внутри источника питания, снижая его способность выдавать энергию в полном объеме.

Определить разряженную батарею позволяют основные признаки: тусклый свет фонарей, медленный запуск стартера, сбои в работе электроники. Владельцы сталкиваются с симптомами после морозной ночи.
При чрезмерно быстрой потере емкости батареей даже после восполнения заряда АКБ требует замены. Аналогичные действия выполняют для аккумуляторов старше 3-5 лет. Избежать неприятных сюрпризов позволяет регулярная проверка состояния батареи и диагностика.
Конденсат в глушителе
Еще одна распространенная причина отказа авто заводиться после морозов.

Образующийся в ходе работы силового агрегата конденсат собирается в глушителе, оседает на системе выхлопа. В мороз присутствующая в нем влага замерзает, образуя ледяные кристаллы, что затрудняет нормальный выход выхлопам.
Это негативно отражается на нормальной работе мотора: давление в системе повышается, что затрудняет старт ДВС либо его работу на холостом ходу.
В ряде машин проблему решает выкручивание Лямбда зонда (первого от мотора) с последующим стартом двигателя. Перед снятием датчика требуется отсоединить разъем датчика кислорода. Это обеспечит выхлопам свободный выход.

Высокая температура выхлопных газов способна навредить элементам ДВС, поэтому на пути их хода размещают металлическую пластину.
Топливная система
В мороз входящие в состав дизтоплива парафины замерзают, образуя гелеподобную массу. Субстанция способна закупорить топливный фильтр, перекрыв подачу горючего к мотору.
При низких температурах замерзает осевший на стенки бензобака конденсат, формируя ледяные пробки в топливопроводе. Ситуация типична для машин с полупустым баком.
Исключить проблемы с топливной системой в холода позволяет заправка горючим, предназначенным для зимнего периода. Такое топливо характеризуется улучшенными параметрами для работы силового агрегата в мороз.
Свечи зажигания
Основные причины отказа в работе со стороны свечей зажигания:
- Недостаток изоляции между корпусом свечи и центральным электродом. Конденсат от влаги в сочетании с низкими температурами приводят к короткому замыканию.
- У старых, загрязненных свечей выше сопротивление, что осложняет процесс старта на холодном моторе. Если сильная изношенность не позволяет свечам набрать нужную температуру, элементы не справляются с повышенными требованиями холодного старта.
- Утечка электричества через изношенный изолятор – для нормального зажигания мощности искры будет недостаточно.
Катушка зажигания, высоковольтные провода
Мороз на улице плохо влияет на катушку зажигания, провода под высоким напряжением. Низкая температура способна повысить ее сопротивление, что приводит к падению мощности искры. При наличии повреждения на катушке или проводах искра будет слабой либо ее не будет вовсе, что осложнит старт мотора.
Старые, растресканные высоковольтные провода не способны надежно передавать электросигнал. Из-за этого система зажигания работает с ошибками при низких температурах.
Густое масло
Загустевшая смазка в силовом агрегате способна существенно осложнить его старт в мороз. При переходе температуры в область минусовых значений у масла повышается вязкость, жидкость густеет, препятствуя свободному потоку через все элементы мотора.
Пытаясь прокачать густой состав, масляный насос подвергается повышенным нагрузкам – жидкость будет неравномерно распределяться по элементам ДВС. Масляный дефицит способен привести к повреждению деталей. Густое масло повышает нагрузку на стартер, аккумуляторную батарею, что также мешает старту мотора.
Выбирая моторное масло для зимнего периода, обязательно учитывают показатель вязкости. В холода рекомендуется заливать продукты с низкой вязкостью, обозначенные индексами 5W-30, 0W-40, 5W-40. Литера W в маркировке означает способность жидкости сохранять текучесть в мороз, цифры – вязкость состава при рабочей температуре ДВС.
Чем меньше значение первой цифры, тем лучше продукт ориентирован на работу в мороз. При выборе моторного масла также учитываются рекомендации автопроизводителя – применение жидкости, не отвечающей температурным условиям, приводит к ускоренному изнашиванию силового агрегата.
Генератор
Воздействие низких температур на компоненты генератора приводит к проявлению признаков неполадок. В числе первых симптомов проблем – падение заряда батареи, полное отсутствие зарядки, причиной которого могут быть замерзшие щетки генератора, повышенное сопротивление из-за охлаждения проводов.
В случае замерзания подшипников, снижения их подвижности узел способен издавать посторонние шумы.
В числе признаков также отмечается мерцание фонарей, нестабильная работа электрооборудования, что указывает на неисправность регулятора напряжения, прочих частей генератора. Если элемент не способен зарядить АКБ, батарея полностью разрядится, машина не заведется совсем.
Нарушение работы датчиков
Падение температуры на улице приводит к сбоям в работе различных сенсоров машины, включая датчик положения коленвала. Этот сенсор передает сведения о положении узла на ЭБУ, что важно для корректной работы системы зажигания, подачи горючего.
В мороз в датчике собирается или замерзает влага, что вызывает ошибки или полный отказ в работе. Неработающий сенсор становится причиной нестабильной работы силового агрегата, потери мощности, перебоев в работе, невозможности старта.
В ряде случаев возникают системные ошибки, идентифицируемые на приборной панели (включается индикатор «Ошибка датчика коленвала»).
Иммобилайзер, ключ зажигания
Иммобилайзер представляет собой электронную систему безопасности автомобиля, предотвращающую запуск двигателя без оригинального ключа. В сильный мороз не исключаются замерзания, нарушение связи между ключом и приемником в автомобиле. Воздействие внешних факторов (влажность, холод) приводит к ослаблению сигнала ключа, проблемам со считыванием. Система авто не способна распознать ключ и завести двигатель.

Отдельные трудности возникают с элементом питания брелока зажигания – на холоде заряд падает, сигнал перестает транслироваться на иммобилайзер. Для запуска машины предстоит заменить батарейку в брелоке либо использовать резервный ключ.
Как завести машину после мороза?
Если после простоя на холоде автомобиль не заводится, выполняют проверку его основных агрегатов:
АКБ проверяется на наличие заряда. Для измерения напряжения применяют мультиметр (при выключенном ДВС норма составляет 12,6В, при работающем – около 14В).
Контролируется состояние свечей зажигания, проверяется присутствие нагара, повреждений, коррозии. Старые, сильнозагрязненные элементы подлежат замене. Чистые свечи проверяют на подачи искры при включенном зажигании.
Щупом проверяется уровень масла, отсутствие признаков перегрева, загрязнения. Очень густая смазка, особенно в мороз, подобранная не по сезону, затрудняет прокачку.
Проверка АКБ
Для контроля к клеммам батареи подключают мультиметр. Показатель напряжения меньше 12,4 В указывает на разрядку либо повреждение аккумулятора. При проверке работающего силового агрегата напряжение будет в пределах 13,5-14,5 В, что свидетельствует о нормальном заряде батареи генератором.

Проверка проводки
Посредством мультиметра в режиме измерения сопротивления контролируется целостность проводки. Отдельное внимание уделяется заземляющим соединениям, состоянию проводов (наличие следов износа, коррозии).
Проверка стартера
Мультиметр подходит для контроля напряжения, поступающего на стартер. Показатель должен оставаться стабильным при попытке завести мотор, не опускаться ниже отметки в 9В. Сильное падение напряжения указывает на проблемы с АКБ либо стартером.
Как завести машину зимой
Зимние морозы – настоящее испытание для водителей, особенно когда автомобиль отказывается заводиться. Если ваша машина не реагирует на ключ зажигания после холодной ночи, не стоит паниковать. Существует несколько проверенных способов, которые помогут «оживить» силовой агрегат.
«Прикуривание» от другой машины
При разряженной АКБ и отсутствии достаточной мощности для старта мотора одним из эффективных способов завести силовой агрегат становится подключение к прикуривателю другого ТС.

Алгоритм действий:
- Зажигание в обоих автомобилях должно быть выключено. Для «прикуривания» необходимо использовать качественные провода (красный подключается к плюсовой клемме, черный – к отрицательной).
- Одним концом красный провод подключается на положительную клемму вашей АКБ, другой – на такую же клемму батареи донора. Черный кабель подсоединяется аналогично – сначала на машину донора, потом – на не закрашенную металлическую поверхность вашей машины (крепежный болт мотора либо кузова). Такая схема предотвратит искры.
- Силовой агрегат машины-донора включается и работает несколько минут. После этого можно пробовать завести свою машину. При успешном старте после пуска двигателя кабели отключаются в обратном порядке.
Во время прикуривания необходимо соблюдать осторожность, чтобы не замкнуть клеммы. Батарея на машине-доноре должна быть в исправном, заряженном состоянии.
Применение ПЗУ или бустера
Пуско-зарядное устройство позволяет оперативно запустить мотор в мороз. Оборудование особенно актуально для водителей, часто сталкивающихся с проблемой разрядки батареи.

При использовании ПЗУ соблюдается следующий порядок действий:
- Подключение ПЗУ к источнику питания с соблюдением полярности. При наличии на оборудовании настройки для пуска необходимо выбрать нужный режим.
- Включенное устройство заряжает батарею в течение нескольких минут, после чего делаются попытки завести мотор. Если АКБ не дает нужное напряжение, время зарядки увеличивается.
- После успешного старта силового агрегата ПЗУ отключается в обратном порядке, отсоединяется от аккумулятора.
В отличие от ПЗУ, бустер не подключается к сети напряжения 220В, способен обеспечить 5-10 либо более стартов автомобиля.
Когда необходима помощь профессионалов?
В ряде случаев завести двигатель самостоятельно не получается из-за серьезных неполадок, иных проблем, о которых владелец даже не догадывается. На них указывают признаки, при обнаружении которых необходимо обращаться в автосервис:
- Проведение первичной диагностики не дает результатов, машина не заводится – требуется профессиональная диагностика для установления причины.
- При наличии проблем с электроникой, датчиками, иммобилайзером не пытайтесь разобраться в ошибках самостоятельно, обращайтесь к специалистам. Проверка электроники требует наличия специального диагностического оборудования, стендов.
- Простые методы (проверка давления в топливной системе, замена свечей) не решают проблему в системе зажигания.
- Стандартные способы завести мотор не срабатывают после нескольких попыток – это указывает на неполадки в генераторе, системе стартера, топливной системе и других компонентах.
- Включение на панели приборов постоянно мигающих индикаторов, к которым добавляются трудности пуска мотора, указывает на необходимость профессиональной диагностики.
Исключить проблемы с пуском в мороз позволяет регулярное обслуживание автомобиля, соблюдение сроков ТО, замены технических жидкостей, расходных материалов.