Мы размещаем реальные отзывы
настоящих людей об автосалонах

Обслуживание кондиционера в авто

Обслуживание кондиционера в автомобиле – обязательное условие при его использовании, которое гарантирует не только бесперебойную и стабильную работу оборудования, но и длительный срок его службы.

 

Особенности работы

Автомобильный кондиционер функционирует за счет энергии ДВС, получаемой посредством приводного ремня. В автомобилях разных марок часть элементов может различаться, но общая схема работы устройства примерно идентичная.

После старта устройства активируется электромагнитная муфта, стальной прижимной диск примагничивается к шкиву, движущемуся за счет ремня. 

Внутри устройства сжимается и нагревается фреон, находящийся в газообразном состоянии, после чего хладагент по трубопроводу направляется в конденсор, где происходит обратный процесс – охлаждение.

В ряде случаев в компрессоре происходит утечка либо возникают посторонние шумы, что негативно отражается на его производительности. Устранить этот недостаток либо полностью его избежать позволяет своевременное обслуживание кондиционера в автомобиле.

Процесс охлаждения сменяется конденсацией, на выходе хладагент принимает жидкую форму. На следующем этапе фреон попадает в ресивер-осушитель, где происходит его очистка от загрязнений и продуктов износа компрессора. После этого хладагент проходит через вентиль терморегуляции и испаритель. Вентилятор сдувает с испарителя холод, направляя его в салон авто. Здесь хладагент снова становится газообразным, возвращаясь в компрессор.

Для контроля данной системы и исключения сбоев в ее работе, устранить которые позволяет регулярное и качественное обслуживание кондиционера в машине, на отдельные элементы производится установка датчиков. Устройства не только отслеживают показания приборов, но и способны их отключить при необходимости.

 

Как проходит обслуживание кондиционера

Срок эксплуатации любого устройства, включая кондиционер в машине, зависит от соблюдения правил его использования. В случае грубых нарушений установленных производителем правил даже полное обслуживание не всегда способно исправить ситуацию, что приводит к необходимости замены устройства. Это ведет к незапланированным затратам времени и средств. Избежать проблем позволяет простое соблюдение ряда рекомендаций.

 

Двери и люк

Чтобы кондиционер в машине работал эффективно, все окна, люк на крыше (при его наличии) должны быть плотно закрыты. 

При необходимости срочно и быстро охладить салон все двери, напротив, открывают на несколько минут. Это обеспечивает проветривание, после чего двери снова плотно закрывают и включают кнопку работы кондиционера.

 

Время работы

Для исключения пересыхания, разрушения ряда элементов и неожиданного образования протечки, каждый месяц следует включать кондиционер хотя бы на 15 минут. Такую манипуляцию необходимо проводить даже в зимнее время. 

Регулярное включение позволяет маслу, циркулирующему в системе вместе с фреоном, произвести смазку всех узлов, что сократит риск поломки и необходимость специального обслуживания кондиционера.

 

Работа в тандеме

Чтобы окна в машине меньше запотевали, необходимо, чтобы обогреватель и кондиционер работали вместе. Такой тандем обеспечит эффект осушения.

Включать вместе обе системы допускается при условии отсутствия запретов со стороны климатической системы автомобиля.

 

Охладитель

Чтобы обеспечить экономную работу системы охлаждения, сократить потребление топлива, необходимо корректно подобрать хладагент. Для автомобилей, выпущенных до 1990 г., таким веществом является R-12 (CFC). В современных моделях используется R134a (HFC). 

Одновременно данные вещества не применяются, так как имеют различный состав, а их нормальная работа связана с разным давлением. R134a не подходит для заправки старых машин, а R-12 не стоит заливать в новые. Это приведет к существенному урону для шлангов, станет причиной протечки и необходимости внепланового обслуживания системы охлаждения в автомобиле.

 

Заправка хладагентом

Сохранить работоспособность устройства и поддержать нужный уровень давления позволяет регулярная заправка хладагентом с интервалом в 1-2 года. Примерно с таким же промежутком выполняется замена масла. 

 

Проведение проверки и диагностики

Своевременно обнаружить неполадки и выявить проблемы позволяет самостоятельная проверка автомобильного кондиционера, а также его полная диагностика с периодичностью раз в год.

Перечень проводимых работ включает слив, заправку нужным объемом хладагента, мониторинг наличия утечек, вакуумирование системы, замену масла в компрессоре.

Лучше всего проводить работы такого рода весной, подготавливая кондиционер к предстоящей работе летом и проверяя его состояние после продолжительной вынужденной зимней паузы.

 

Промывка радиатора

Контроль состояния и своевременное приведение в порядок радиатора с промыванием его от дорожных загрязнений, пыли, тополиного пуха и насекомых позволяет предупредить засорение устройства и блокировку пропуска воздушного потока. 

Даже при отсутствии внешних признаков, засор между радиаторами кондиционера и системы охлаждения двигателя все равно присутствует. 

Поверить факт засорения можно косвенным способом: если при движении кондиционер работает без нареканий, но в случае остановки перестает подавать в салон охлажденный воздух, значит нормальный ход воздушного потока нарушен.

 

Пробки в трубе дренажа

В числе отрицательных последствий отсутствия обслуживания автомобильного кондиционера отмечается появление пробок в дренажной трубке испарителя. В такой ситуации попадающий туда конденсат не уходит из поддона, а собирается в нем. В результате ухудшается регулирование влажности воздуха, а также появляется неприятный запах из-за размножения бактерий. 

 

Обработка от бактерий

Периодически проводится антибактериальная обработка испарителя с дезинфекцией и заменой салонного фильтра. Это улучшает качество воздуха в салоне, предупреждает развитие легочных заболеваний у водителя и пассажиров, вдыхание вредных веществ в виде грязи, сажи, дорожной пыли, гари, прочих примесей, загрязняющих воздух.

Фильтр требуется менять дважды в год, обрабатывать испаритель с использованием антисептических препаратов – через каждые 5 лет.

 

Порты заправки

После выполнения любых обслуживающих процедур необходимо проверить наличие на заправочных портах колпаков. При их отсутствии порты требуется закрыть подручными средствами, замотать изолентой, что исключит загрязнение.

 

Типичные неполадки для автомобильного кондиционера

 

Компрессор 

В числе общих проблем, имеющих отношение к системе вентиляции и обогрева машины, с которыми приходится сталкиваться большинству моделей кондиционеров в авто, независимо от производителя и марки, лидирующие позиции принадлежат конденсору (радиатору кондиционера).

 

 Конденсор

При активной езде грязь, дополнительно пропитанная различными химическими веществами, постепенно накапливается во всех возможных местах. 

Из-за этого развивается гниение металла (детали из алюминия), коррозия (электрические составляющие). Внешне это может быть незаметным, но при подробном изучении проблемы все повреждения будут видны. 

 

Нарушение герметичности

При использовании прокладок «O-Ring» со временем либо из-за образования течи в сальнике, шлангах, растрескиваний и иных повреждений происходит разгерметизация. В числе популярных причин – аварии различных уровней сложности.

 

Электрические компоненты

Неполадки с электрикой обычно возникают из-за отхождения каких-либо контактов или их гниения, так как в местах нахождения проводов скапливается вода и грязь. 

 

Загрязнение

Основной причиной непроходимости системы выступает забивание в устройстве грязи, пыли. Неполадки такого типа требуют полной промывки системы с заменой всего масла.

 

Воздушные заслонки

Неполадки воздушных заслонок могут происходить из-за проблем с электрическими приводами, засорения фильтра очистки воздуха, установленного внутри салона.

 

Проблемы кондиционеров в различных марках авто

Кроме общих неисправностей существует ряд проблем, типичных для определенных марок машин. 

Для Ауди характерны проблемы с конденсором и напорной магистральной трубкой, гниющей в местах нахождения пластиковой оплетки. Вторая по частоте проблема – перетирание шлангов, «прикипание» фитингов. 

Владельцам Мерседес зачастую приходится сталкиваться с течью конденсора, загниванием алюминиевых труб в заднем контуре. В отдельных моделях возникают сбои датчика высокого давления, растрескивается смотровой глазок, находящийся на ресивере-осушителе, из-за чего возникает утечка фреона.

Ключевыми проблемными местами в автомобилях Ниссан выступают находящиеся в непосредственной близости от ресивера-осушителя трубки, а также конденсор. Нередкими стали ситуации, когда выходят из строя подшипники шкива компрессора.

На автомобилях Опель основные проблемы с кондиционерами относятся к компрессорам. В их числе – протечки из-за неверного размещения портов заправки, поломки радиатора из-за гниения подводных патрубков, электромагнитной муфты, низкосортные сальники.

Основная проблема с кондиционерами на автомобилях Фольксваген – сходство патрубков конденсатора и буксировочной проушины. Зачастую кроме основной поломки возникают дополнительные, причиной которых становится буксировка авто за детали кондиционера.

В числе естественных повреждений – проблемы с трубками, соединяющими ТРВ и ресивер-осушитель, поломки расположенных на них датчиков.

Слабое место кондиционеров на автомобилях Вольво – конденсатор и подводимые к нему трубки, а также испаритель с подведенными магистралями. Все они страдают из-за сильной коррозии и часто нуждаются в замене.

У моделей Митсубиси полностью выгнивают трубки напорной магистрали от ресивера-осушителя до конденсора и вентиля терморегуляции. В случае длительного простоя автомобиля наблюдается заклинивание компрессора и ТРВ.

На автомобилях Мазда используются трубки, фитинги и радиаторы системы кондиционирования, быстро подвергающиеся загниванию. 

Для Рено типичной проблемой является испаритель. За несколько лет работы его патрубки полностью сгнивают, что становится причиной возникновения протечек.

По этой причине кондиционеры, установленные на автомобилях любых марок и модификаций, требуют ухода и обслуживания. Кондиционер – это не только элемент комфорта, но и важная часть системы безопасности, особенно в жаркую погоду. Заботясь о своем автомобиле и его кондиционере, вы обеспечиваете не только собственное удобство, но и безопасность на дороге. Регулярное обслуживание станет залогом надежной работы кондиционера и приятных поездок в любое время года.

Вопрос/Ответ

Как часто нужно обслуживать автомобильный кондиционер?

Рекомендуется проводить обслуживание кондиционера раз в год, включая проверку уровня хладагента и замену фильтров.

Как понять, что кондиционер нуждается в ремонте?

Основные признаки неполадок включают слабый поток холодного воздуха, появление неприятных запахов в салоне, шум во время работы кондиционера, утечка хладагента.

Можно ли включать кондиционер зимой?

Да, использование кондиционера в холодную погоду помогает поддерживать его работоспособность, а также предотвращает засорение системы и удаляет избыточную влагу из салона.

Как правильно использовать кондиционер для экономии топлива?

Устройство необходимо включать на низкой мощности и использовать вентиляцию, когда это возможно, чтобы снизить нагрузку на двигатель.

Можно ли самостоятельно заправить кондиционер?

Несмотря на существование комплектов для самостоятельной заправки, лучше доверить эту процедуру профессионалам, чтобы избежать повреждения системы и неправильного использования хладагента.