Плавание оборотов силового агрегата на холостом ходу – проблема, с которой сталкиваются многие автомобилисты. Это оказывает негативное влияние на работу мотора в виде частой остановки, увеличенного расхода ГСМ и других отрицательных моментов.
Как определить, что обороты плавают?
Нестабильность оборотов холостого хода устанавливается на слух либо с помощью тахометра.
- На слух. Монотонная работа ДВС сменяется звуками разной частоты, меняется громкость. Создается впечатление нажима и отпуска педали акселератора. В ряде случаев силовой агрегат вибрирует либо вообще глохнет. В первом случае появляется ошибка с кодом р0016.
- По тахометру. У каждой модели свои нормативы, но в среднем значения составляют 750-1000 об/мин. При выходе стрелки тахометра за пределы этих значений и отличии на слух по работе мотора определяются плавающие обороты.
Причины нестабильной работы
Сбой оборотов – распространенная проблема машин с пробегом, характерная как для инжекторных, так и карбюраторных моторов. Это не только отечественные модели (Лада Приора, ВАЗ 2107), но и зарубежные авто немецкого, японского, китайского и корейского производства.
Нестабильность наблюдается не только на холодном, но и на прогретом двигателе. Основными причинами такого поведения выступают:
- Неисправности в системе питания силового агрегата – загрязнение, износ форсунок, проблемы с топливным насосом, засорение топливного фильтра приводит к неравномерной подаче топлива.
- Проблемы с дроссельной заслонкой – при ее изношенности либо загрязнении наблюдается нестабильная работа двигателя.
- Неполадки системы зажигания – износ свечей, проблемы с катушкой зажигания, повреждение высоковольтных проводов приводят к пропускам зажигания, меняя стабильность оборотов.
- Неисправность системы впуска воздуха – в случае утечки воздуха через изношенные/неисправные вакуумные шланги нарушается корректное соотношение воздух-топливо.
- Неполадки датчиков – сенсоры массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки передают некорректные сведения системе управления мотором, что приводит к колебанию оборотов.
- Проблемы с ЭБУ двигателем – неисправность, сбой ПО.
- Грязный воздушный фильтр – из-за ограниченного потока воздуха мотор работает нестабильно.
- Проблемы с выпускной системой – засорение катализатора способно привести к повышенному сопротивлению выхлопов, что негативно скажется на работе ДВС.
Вышеназванные причины относятся к общим, для лучшего понимания проблемы и ее причин рекомендуется проводить полный осмотр машины.
Колебание оборотов на инжекторном двигателе
Основными причинами сбоя оборотов выступают:
- Загрязнение, неисправность дроссельного узла – нагар, грязь, нарастающие на дроссельной заслонке, нарушают подачу воздуха, что приводит к плаванию оборотов.
- Сломанный датчик положения дроссельной заслонки (TPS) – некорректная работа сенсора становится причиной ошибок в распределении топлива и воздушной смеси.
- Вакуумные утечки – пропуск воздуха из вакуумных шлангов, разъемов, прокладок нарушают корректное смешение воздуха и топлива, вызывая сбой оборотов мотора.
- Сломанный датчик расхода воздуха – загрязнение элемента, его выход из строя приводит к некорректной передаче сведений ЭБУ о потоке воздуха в мотор, что становится причиной описываемой ситуации.
- Проблемы с системой впрыска горючего – изношенные, засоренные форсунки, сломанный регулятор давления приводят к неравномерной подаче горючего.
- Засорение топливного фильтра – падает давление в системе, уменьшается объем постигаемого топлива.
- Неполадки системы зажигания – неработающие, неисправные свечи, катушки зажигания, высоковольтные провода способны приводить к непостоянной работе двигателя.
- Сломанный клапан EGR – при неисправности, застревании клапана могут меняться обороты мотора на холостом ходу.
- Некорректная настройка холостого хода в большую/меньшую сторону.
- Сломанный контроллер холостого хода (IAC) – устройство поддерживает уровень оборотов на холостом ходу в автоматическом режиме при неактивной педали газа. В случае его неисправности мотор будет работать нестабильно.
- Неисправный, грязный клапан PCV – проблемы в работе клапана приводят к утечке вакуума и плаванию оборотов на холостом ходу.
- Сломанный датчик кислорода – отслеживает присутствие кислорода в выпускных газах, исправляет воздушно-топливное смешение. При его поломке настройка смеси проходит неправильно, обороты начинают сбиваться.
- Малая компрессия в цилиндрах – прогар прокладки ГБЦ, залегание поршневых колец, неполадки гидрокомпенсаторов, задиры в цилиндрах.
Сбой оборотов на карбюраторном моторе
Большинство причин аналогичны причинам для инжекторных двигателей (вакуумные утечки, неработающие клапаны EGR и PCV, неисправные свечи зажигания, низкая компрессия, топливные линии, забитый топливный фильтр).
Прочие причины, типичные для карбюраторных моторов:
- Ошибки в настройке карбюратора – приводит к сбою оборотов на холостом ходу.
- Изношенный, грязный карбюратор – грязевые отложения, нагар в узле мешают правильному смешиванию воздуха и топлива.
- Неполадки механизма холостого хода – износившийся, неверно отрегулированный механизм становится причиной непостоянной работы мотора.
- Некорректный уровень горючего в поплавковой камере.
- Повреждение прокладок – изношенные, поврежденные прокладки между коллектором впуска и карбюратором приводят к вакуумным утечкам, вызывающим скачки оборотов на холостом ходу.
- Ошибочный уровень топлива в поплавковой камере.
- Проблемы с системой выпуска – повреждение, засорение глушителя, утечки в системе выпуска способны стать причиной нарушения работы силового агрегата.
Указанные причины нестабильности оборотов на холостом ходу станут хорошим отправным пунктом для диагностики и решения описываемой проблемы.
На холодном моторе
Нередко наблюдается сбой оборотов на холостом ходу на холодном двигателе, но ситуация исправляется по мере прогрева мотора. Основная часть причин повторяет указанные для карбюраторных, инжекторных двигателей. В числе дополнительных отмечается:
- Проблемы с системой предпускового подогрева – при некорректной работе возникает сбой оборотов на холодном агрегате.
- Поломка термостата – устройство поддерживает оптимальную рабочую температуру мотора. В случае его поломки, засорения топливо и воздух будут смешиваться неправильно, что приведет к проблеме.
На прогретом силовом агрегате
Основные причины вызваны неполадками, износом следующих деталей и узлов:
- Контроллера холостого хода (IAC).
- Дроссельной заслонки.
- Сенсорами температуры ОЖ, положения дроссельной заслонки, массового расхода топлива, кислоода.
- ЭБУ двигателем.
- Системой впрыска топлива.
- Коллектором, патрубками выпуска.
- Системой зажигания, в т.ч. – свечами.
В перечне причин также отмечается утечка вакуума и воздуха.
Установить точную причину сбоя оборотов на холостом ходу на прогретом/холодном моторе позволяет тщательная диагностика машины.
Устранение неполадок
Решение проблемы плавающих оборотов мотора на холостом ходу зависит от причины и ее источника:
- Свечи зажигания. Обеспечивают воспламенение воздушной смеси в цилиндрах. В случае их износа, загрязнения, поломки двигатель начинает работать некорректно, появляются плавающие обороты, мотор сильно вибрирует. Свечи требуют регулярной проверки, замены на новые при необходимости.
- Регулятор холостого хода. Расположен в системе впуска мотора, контролирует объем поступающего в ДВС воздуха при закрытой дроссельной заслонке. Для устранения проблемы плавающих оборотов на холостом ходу регулятор чистят либо меняют. Дополнительно проверяют вакуумные шланги, меняют датчики либо ремонтируют электрические соединения.
- Жиклер холостого хода. Элемент карбюратора, отвечающий за подачу топлива при работе мотора на холостом ходу. Регулирует воздушно-топливную смесь, требуемую для стабильной работы силового агрегата в этом режиме. При неисправности элемент меняется на новый. Отдельного внимания заслуживает уплотнительное кольцо, через которое возможен подсос воздуха. Проблема решается его заменой.
- Разгерметизация системы впуска. ЭБУ принимает в расчет только тот объем воздуха, который прошел через сенсоры в коллекторе впуска. В остальных случаях, при появлении в другом месте подсоса снаружи, управляющий блок не воспринимает реальный объем входящего кислорода, что не позволяет ему скорректировать работу монитора. Это приводит к скачкам оборотов. Поступающая смесь становится обедненной. Со временем эксплуатации все шланги, прокладки, патрубки усыхают и требуют замены.
- Клапан адсорбера. При его наличии и плавании оборотов проблема решается заменой детали.
- Клапан EGR. Устройство, позволяющее сокращать выбросы из двигателя оксидов азота. Работа устройства заключается в перенаправлении части выхлопов обратно в коллектор впуска ДВС. Газы смешиваются с топливно-воздушной смесью и сгорают еще раз, что обеспечивает уменьшение температуры сгорания, снижает количество вредных выбросов. Ликвидировать нестабильные обороты по причине поломки, засорения клапана позволяет его прочистка либо замена.
- Снижение давления топлива. Проблемы кроются в забитом топливном фильтре, неисправном вакуумном клапане-регуляторе в топливной рампе, сломанном топливном насосе, неплотных соединениях топливной системы, ее забитых компонента. Для определения и устранения причин падения давления проводится диагностика системы, меняются либо восстанавливаются неисправные элементы.
- Слабая компрессия в цилиндрах. Установить и ликвидировать причину проблемы позволяет компрессионная диагностика мотора.
- Неполадки форсунок. Со временем форсунки забиваются отложениями из-за чего некорректно распыляют топливо, в т.ч. и подачу нужного объема в цилиндры. Частично проблема решается использованием специальных присадок, добавляемых в топливный бак, но такая чистка рекомендуется в профилактических целях через 10-20 тыс. км пробега. Для полного решения проблемы выполняется замена форсунок либо проводится их ультразвуковая чистка со снятием элементов. Процедура проводится на специальном стенде, приводит к нормализации оборотов, сокращению расходов топлива, повышению мощности мотора.
- Датчик MAF. Проводит замеры объема поступающего в двигатель воздуха с передачей сведений на ЭБУ. Контроллер определяет оптимальное соотношение воздуха и топлива на основе этих данных, требуемое для эффективного сгорания. Для решения проблем с датчиком MAF, из-за которых возникают плавающие обороты, проводится его очистка либо замена. Дополнительно проверяют и ремонтируют электрические соединения.
- Дроссельная заслонка. Выступает основным элементом системы впуска, контролирует объем воздуха, поступающего в мотор. Для ликвидации плавающих оборотов по причине проблем с дроссельной заслонкой выполняется ее очистка либо замена, а также регулировка положения, замена датчика положения (TPS).
- Сбой оборотов на промежуточных режимах. Возникает на дизельных моторах с ТНВД, который крайне чувствителен к качеству используемого дизтоплива. При попадании в топливо воды на плунжере ТНВД образуется ржавчина. Это сбивает работу мотора, повышает расход топлива, приводит к образованию белого дыма из выхлопной трубы. Проблема решается врезанием в топливную систему сепаратора, отделяющего воду и прочие нежелательные элементы из топлива.
На проблемы со стабильностью оборотов двигателя указывают симптомы в виде снижения мощности, роста объема потребляемого топлива, проблемы с запуском. При появлении таких симптомов рекомендуется обращаться к специалистам для проведения диагностики и ремонта.