Мы размещаем реальные отзывы
настоящих людей об автосалонах

Почему двигатель расходует много масла и что с этим делать?

Причины, по которым силовой агрегат расходуем масла больше, чем положено по нормативам, могут быть как серьезные, так и малозначимые. В первую группу входит износ поршневых колец, протекающий сальник/прокладка ГБЦ, забитый сапун, повреждение маслосъемных колпачков. В числе второстепенных причин – ошибки при выборе смазывающей жидкости, протекающий фильтр либо клапанная крышка.

 

Допустимость езды на авто с перерасходом моторного масла

Поездка на автомобиле с увеличенным расходом смазывающей моторной жидкости допускается, но подобная ситуация должна быть на контроле у водителя.

Ключевые моменты, которые должны при этом учитываться:

  • Установление первопричины: перерасход может указывать на более серьезную неполадку в виде изношенности поршневых колец, сальников, уплотнителей либо проблем с вентиляцией картера. Основная причина должна быть выявлена и устранена – это в приоритете.
  • Проверка уровня: продолжая поездки на машине, расходующей много масла, следует регулярно контролировать уровень жидкости, доливать масло при необходимости. Дефицит смазки становится причиной сильного износа силового агрегата и его поломки.
  • Появление вредных выбросов: при повышенном расходе загрязняются выхлопные газы, катализатор начинает работать хуже, снижается срок его службы.
  • Экономические причины: устранение перерасхода масла может повлечь дополнительные расходы, однако игнорирование проблемы приведет к еще большей потере финансов в будущем из-за необходимости проводить капитальный ремонт мотора либо менять его на новый.
  • Обращение к профессионалам: оптимальным решением будет обращение в автосервис к опытному механику, который выполнит диагностику для установления причины, а также расскажет, насколько безопасно продолжать использовать машину в текущем состоянии.

Несмотря на теоретически допустимую возможность эксплуатации авто с повышенным расходом масла делать это необходимо с осторожностью, учитывая предписанные нормы расхода.

 

Чем опасна езда с «масложором»?

Наибольшая проблема, случающаяся из-за перерасхода масла – полное отсутствие смазывающей жидкости в двигателе. Это приводит к масляному голоданию, заклиниванию силового агрегата. Одно дело, если неисправность появится на холостом ходу, другое – если во время движения по трассе, при обгоне.

К числу опасных также относятся последствия:

  • Перегрев ДВС. Дефицит смазки приводит к понижению уровня охлаждения, что вызывает чрезмерный нагрев мотора, повреждение, заклинивание его компонентов.
  • Падение мощности. Нехватка масла влияет на работу ДВС, сокращает его производительность. Выполнять обгон и прочие маневры на дороге становится опасно.
  • Аварийные ситуации. Перерасход смазывающей жидкости приводит к непредсказуемым ситуациям в виде дыма из выхлопной трубы, пятен на дороге.
  • Последствия для экологии. Присутствие масла в выхлопах загрязняет воздух, вредит природе. Это негативно влияет на здоровье окружающих, экологию.

 

Причины перерасхода моторного масла

Чрезмерный расход смазывающей жидкости вызывается различными причинами, указывающими на наличие внутренних проблем:

  • Угар – масло теряется посредством сгорания внутри камеры сгорания мотора. Данный параметр имеет нормативное либо повышенное значение.
  • Изношенность цилиндров, поршневых колец. Данные элементы отвечают за герметичность уплотнения, сжатие топливно-воздушной смеси. Износ приводит к проникновению масла в камеру сгорания с последующим сгоранием вместе с топливом с образованием угара.
  • Изношенность клапанов с седлами. Изношенные либо плохо закрывающиеся клапаны пропускают смазку в камеру сгорания, что также приводит к перерасходу.
  • Сальники, прокладки. Поврежденные, изношенные детали приводят к проникновению масла в места, где его не должно быть: система охлаждения, тракты впуска/выпуска.
  • Перегрев мотора. Приводит к деформированию металлических элементов, включая поршни, цилиндры, что снижает уплотнение, повышает расход.
  • Поломка катализатора. Неработающий катализатор плохо очищает выхлопные газы от частиц масла, что повышает «прожорливость» ДВС.
  • Использование низкосортной смазки либо ошибочный ее выбор. Это ускоряет износ элементов мотора, повышает потребление смазывающей жидкости.
  • Ухудшение вентиляции картера. Поднимает давление внутри силового агрегата, что приводит к утечке жидкости через прокладки и уплотнители.
  • Агрессивное использование силового агрегата. Работа на высоких оборотах, резкое повышение температуры. В жару масла расходуется больше.

 

Симптомы «масложора»

Чрезмерный расход смазки проявляется характерными признаками:

  • Синий дым из выхлопного патрубка при работающем моторе. Явный признак сгорания вместе с топливом масла.
  • Пониженная производительность. При потере отзывчивости, мощности либо ускорения стоит заподозрить проблемы с мотором, включая перерасход технической жидкости.
  • Частая доливка смазки. Увеличение количества доливов жидкости для поддержания нормального уровня указывает на наличие утечки либо увеличенный расход.
  • Появление черного налета, большого количества отложений на свечах зажигания.
  • Ощущение запаха масла в салоне – признак утечки жидкости в системе вентиляции или области мотора.
  • Обнаружение масляных пятен под машиной на месте стоянки.
  • Появление звуковых сигналов на панели приборов. В ряде современных авто низкий уровень смазывающей жидкости обозначается включением индикатора. 
  • Зрительное сокращение. Важно регулярно контролировать уровень смазки посредством щупа, несмотря на наличие электронного уровня. 

 

Причины масложора у дизельного мотора

Перерасход смазки у дизелей возникает по аналогичным причинам, что и у бензиновых агрегатов. Среди особенностей, характерных исключительно для дизельных ДВС – износ насоса высокого давления. Это приводит к просачиванию смазки в камеру сгорания. 

Распознать неисправность позволяет повышение потребления смазки, а также образование черного дыма. Для диагностики к выхлопному патрубку подносят белую бумагу, прикладывают лист и оценивают присутствие на поверхности масляных капель.

 

Перерасход смазки у турбированных моторов

Силовые агрегаты с турбонагнетателем обладают рядом особенностей, поэтому имеют повышенный расход даже при работе в нормальном режиме.

Охлаждение старых турбинных механизмов происходило от моторного масла. Если при эксплуатации выходили из строя подшипники, смазывающая жидкость просачивалось через них. При этом агрегат мог потреблять 1-3 л жидкости на 10 тыс. км. 

Частичный выход из строя нагнетателя приводит к увеличению давления газов, попаданию смазки в систему подачи горючего через картерную систему вентиляции. Решением проблемы становится проверка турбины с ее восстановлением либо заменой.

 

Диагностика неполадки

Явными признаками перерасхода выступают наличие на глушителе черного жирного налета, потемнение масла, образование сизого дыма, появление нагара. Для более детальной диагностики проводится визуальная проверка, анализируется давление масла, цвет выхлопа.

Для начала необходимо:

  • Проверить уровень смазки на масляном щупе. При значительном расхождении с уровнем при последней замене вероятна утечка или масложор.
  • Оценить цвет. Новая смазка имеет золотистый либо светло-желтый оттенок. Темная, черная жидкость выступает признаком старения и загрязнения.
  • Проверка на вязкость. Смазывающая жидкость не должна быть чересчур жидкая либо густая.
  • Проверка маслосъемных колпачков. Присутствие на них больших отложений, следов утечки указывает на проблемы с уплотнителями.
  • При старте ДВС, во время его работы оценивается цвет выхлопа. Сильное задымление – признак сгорания масла.

 

Отдельно проверяются стыки ГБЦ, прочие места вероятного образования течи.

Для удобства пользуются УФ-фонариком либо флуоресцентным красителем. Последний добавляется в моторное масло, после чего двигатель заводят и дают ему поработать. Альтернативный способ – нанесение талька вокруг агрегата с контролем следов масла.

Для контроля давления масла необходимо:

  • Подключить датчик/манометр для измерения давления смазывающей жидкости. Прогреть ДВС до рабочей температуры, после чего замерить показатель давления на холостом ходу и на разных оборотах.
  • Отмеченные значения сравнить с нормативными для конкретного силового агрегата и условий использования. При сильном отличии показателей давления от рекомендуемых следует детально рассмотреть проблему.
  • Контроль динамики изменения давления при смене оборотов.
  • Сравнение с прочими признаками (дым из выхлопной системы, утечка масла, посторонний шум в моторе).

 

Цвет выхлопных газов указывает на неполадки двигателя. Черный дым – признак неисправностей системы питания, белый – попадание влаги, голубой – присутствие масла в топливе.

Появляющийся при движении сизый дым указывает на постоянное попадание смазки в камеру сгорания. Это признак изношенности колец, цилиндров и необходимости проводить капремонт.

 

Действия при чрезмерном расходовании смазки

При появлении проблемы алгоритм действий будет следующим:

  • Поиск, устранение утечки.
  • Восстановление вентиляции картера.
  • Заливка масла большей вязкости, например, 5W-40 вместо 5W-30.
  • Добавление специальных присадок для очистки системы.
  • Выполнение раскоксовки (водородной либо с применением присадок).
  • Замена поршневых колец, маслоотражающих колпачков.
  • Замена турбокомпрессора (при его наличии).
  • Настройка системы зажигания и подачи топлива.

Если выполненные действия не приводят к результату, необходимо обратиться к профессионалам для диагностики либо капитального ремонта.

 

Как предупредить перерасход масла

Профилактические мероприятия против чрезмерного потребления смазки в авто состоят из действий, направленных на поддержание «здоровья» силового агрегата, сокращение износа его элементов:

  • Соблюдение рекомендаций производителя по срокам обслуживания ДВС, прохождения ТО (своевременная замена смазывающей жидкости, масляного фильтра, выполнение прочих регламентных работ).
  • Применение моторного масла, рекомендованного производителем. Использование качественной смазки с нужной вязкостью обеспечивает ДВС надежную защиту.
  • Регулярная проверка уровня жидкости на щупе. Смазки не должно быть много либо мало, так как это сказывается на нормальной работе мотора.
  • Периодическая проверка силового агрегата на наличие утечек, состояние масляных уплотнителей.
  • Аккуратное, плавное вождение, уменьшающее износ ДВС. Исключение резких торможений/ускорений, длительной работы на высоких оборотах. Двигатель не должен перегреваться.
  • Регулярная замена воздушного фильтра, обеспечивающего доступ свежего воздуха к агрегату, что способствует эффективному сгоранию ГСМ.
  • Обеспечение защиты мотора от окисления, коррозии. Применение антикоррозийных покрытий, спецсредств для сохранения металлических деталей в идеальном состоянии.
  • Обеспечение прогрева ДВС перед интенсивным использованием. Плохая смазка холодного мотора приводит к повышению расхода.
  • Отслеживание нетипичных звуков, вибрации, дыма либо иных аномалий в работе мотора со своевременной реакцией на них.
  • Использование присадок. Это снижает расход смазки, повышает эластичность уплотнителей за счет входящих в состав специальных компонентов. 
  • Регулярная очистка маслоотделителя в крышке клапанов. Загрязненный элемент теряет свой функционал.

 

Проверка уровня масла

Процедура выполняется на прогретом моторе. Необходимо заглушить двигатель, дать маслу стечь в поддон в течение пяти минут. 

После этого следует достать щуп, протереть его чистой ветошью, снова опустить его в масло, проверив результат:

  • Уровень жидкости приближается к максимальной отметке – доливка не требуется.
  • Следы рядом с минимальной отметкой – следует долить 0,3-0,5 л смазки.
  • Ниже минимальной отметки – долить необходимо 1 л, после чего выполнить проверку уровня еще раз.

Причин чрезмерного расхода смазывающей жидкости двигателем немало. Главное для автовладельца – сразу установить неполадку и постараться ее исправить. С этой целью может потребоваться изменить режим езды, использовать более вязкую техническую жидкость, добавить присадки. Если предпринятые первичные шаги не принесут должного результата, потребуется более детальное изучение проблемы и помощь автомехаников. 

Вопрос/Ответ

Какой расход масла считается нормой?

Нормальный расход моторного масла находится в пределах 0,1–0,3 % от общего расхода горючего. Это примерно 3 литра на 100 000 километров. Однако для разных типов двигателей существуют свои нормы потребления, которые рассчитываются на 1000 километров или на 100 литров потраченного топлива.

Факторы расхода масла в моторе

Потребление смазывающей жидкости зависит от общего состояния силового агрегата. К этому параметру относится год выпуска, степень его изношенности, показатель мощности, рабочий объем цилиндров, климат, в котором проходит эксплуатация. Отдельное значение придается интенсивности использования машины, манере езды, соблюдению графика прохождения ТО.

Влияет ли масло на увеличение расхода топлива?

Да, оно влияет на увеличение расхода топлива. Слишком вязкое масло может привести к повышенному расходу топлива на 3–7%. Однако переход на маловязкие синтетические масла может снизить расход топлива, если это допускается производителем мотора и двигатель находится в исправном состоянии.

Как скорость движения влияет на расход масла?

Скорость передвижения машины прямо пропорциональна расходу смазывающей жидкости на угар. Чем больше скорость движения авто, тем больше расходуется смазывающей жидкости. Уровень расхода также зависит от качества жидкости. С увеличением нагрузки на силовой агрегат повышается его температура. В расчет также принимаются конструктивные особенности современных моторов.

Как определить угар масла в двигателе?

Диагностировать угар возможно по образованию сизого дыма из выхлопного патрубка и маслянистым следам на его кромке. Эти признаки появляются из-за попадания части смазки в камеру сгорания при работе ДВС либо образования на стенках цилиндров пленки. Основными причинами такого состояния выступают низкое качество масла и топлива, неполадки узлов силового агрегата. Определить их можно только в автосервисе.