Стуки, щелчки, сопровождающие поворот руля – распространенная проблема, которая может появиться и на старом автомобиле, и на новой машине, недавно купленной в салоне. Больше всего ей подвержены марки Lada Гранта, KIA Rio 3, Skoda Рапид, Toyota Камри 40, Forв Фокус 2.
Стук, как признак неполадок в авто
При большинстве неисправностей в машине появляются нетипичные звуки – шум, постукивания. Водитель с опытом способен определить источник их появления, но установить причину стука, появляющегося при нажатии на педаль акселератора или тормоза, способны далеко не все.
Посторонние звуки – один из ключевых признаков проблем рулевого механизма. В большинстве случаев постукивания появляются при повороте рулевого колеса в одну либо в обе стороны. Источником проблем может быть и соседний узел, находящийся в непосредственной близости от рулевого механизма.
Почему появляется стук при повороте руля
Данный симптом может относится сразу к нескольким проблемам. В числе основных причин, заслуживающих рассмотрения, присутствуют:
- Изношенные рулевые наконечники. Элементы соединяют рулевую тягу с колесами, поэтому в случае выработки их ресурса возможно появление постукиваний, образование люфта.
- Неполадки рулевой рейки. Изношенность, люфт внутренних элементов реечного механизма также способны стать причиной появления стуков. Симптом возникает из-за изношенности внутренних шестерен либо подшипников.
- Изношенность узлов подвески (амортизаторы, стойки стабилизатора, шаровые опоры).
- Износ, повреждение приводных валов. На моделях с передним и полным приводом изношенные, поврежденные ШРУСы могут стучать либо щелкать в момент поворота.
- Люфт в узлах фиксации амортизаторов либо пружин. Если крепления амортизаторов либо верхние опоры пружин изношены, при работе подвески ощущаются стуки, усиливающиеся при повороте руля.
- Повреждение, ослабление крепежа подвески, рулевого управления.
- Дефицит смазки в шарнирах подвески либо в элементах рулевого управления.
Для точной идентификации причины стука следует детально осмотреть машину на подъемнике. Это позволит увидеть, в каком состоянии находится подвеска, рулевые наконечники, приводные валы и прочие элементы, а также установить наличие износа, люфта.
В ряде случаев требуется демонтировать отдельные элементы, что позволит произвести более детальный осмотр либо диагностику.
Стук в момент поворота руля без движения
Причины данного явления во многом пересекаются с уже описанными. К числу основных относятся:
- Проблемы с реечным рулевым механизмом.
- Изношенность рулевых тяг и наконечников.
- Износ рулевого кардана.
- Неполадки в системе ГУР.
- Износ, повреждение ШРУСов.
- Проблемы с опорными подшипниками амортизационных стоек.
- Ослабление узлов крепления подвески, управления руля.
Избавиться от стучащих звуков при повороте руля если вы стоите на месте позволяет проведение тщательной диагностики подвески и системы рулевого управления.
Стучит руль при повороте во время движения
Если посторонний звук появляется в момент поворота при движении и слышен каждый раз при совершении маневра, действия будут следующие.
Для начала необходимо установить характер звука. Четкие, хорошо различимые щелчки могут указывать на удар металлического элемента о такой же металл. Если стук слышится приглушенно, это указывает на удар металлического элемента о резину либо пластик.
Дополнительно следует установить сторону, откуда он слышен, что значительно сократит район поиска неисправности.
Проблемы рулевого механизма, вызывающие стук
Первым делом следует проверить давление в покрышках, так как причина возникновения постукиваний вызвана иногда различающейся накачкой колес.
Отдельно контролируется надежность крепления полимерных защитных подкрылков. Не исключено, что саморезы, фиксирующие их по кузову, вырвались. Это приводит к отхождению подкрылка, вызывающему задевание колеса с характерным стуком во время поворота.
Неполадка такого рода быстро устраняется. Для этого оторвавшийся элемент фиксируется новыми саморезами.
Большую опасность представляет стук, исходящий из самого рулевого механизма. Для контроля его состояния машину загоняют на эстакаду. Первым делом проверяют рулевые наконечники. Поврежденный пыльник пропускает песок, что значительно ускоряет износ поверхности, формируя в наконечнике люфт, служащий причиной стука.
Определить состояние наконечников позволит расшатывание рулевой тяги монтировкой. Если в процессе наблюдается сильный люфт, слышен стук – это явный признак изношенности наконечника, сигнализирующий о необходимости его замены.
Источником стука иногда являются сайлентблоки рулевых тяг. Располагаются они по месту фиксации к рулевой рейке.
Постукивание может возникнуть из-за расслоения резины сайлентблоков – тогда посторонний звук будет ощущаться как при повороте, так и постоянно при движении авто. Данная неполадка встречается нечасто, для ее устранения снимают рулевые тяги, выполняют запрессовку сайлентблоков.
Источником стука может выступать сам рулевой механизм. Как правило, в этом случае причиной появления посторонних звуков служит изношенность направляющих втулок рейки с образованием зазора (рейка-шестерня).
В отдельных случаях проблема решается посредством компенсации зазора регулировочным болтом механизма. Если операция недоступна, механизм демонтируют, разбирают, меняя изношенные направляющие втулок.
Если элемент поврежден по ряду причин, не исключено, что он выступает причиной ощущения посторонних звуков. Проблема устраняется заменой кардана. Дополнительно проверяют крепление корпуса механизма к кузову. Порою звуки появляются из-за ослабленных хомутов. Для устранения необходимо затянуть гайки крепления.
Другие причины появления стука
Посторонние звуки в момент поворотного маневра возникают не только из-за рулевого механизма. Характерная неполадка возникает либо при движении машины, либо на месте, когда рулевое колесо вращается в правую либо левую сторону.
При ощущении стука, похрустываний в момент полного поворота колеса почти всегда причиной становится износ ШРУСа, присутствующего в механизме привода колеса.
Если говорить о самом ШРУСе, то это очень надежная деталь, особенно при наличии надлежащей защиты от проникновения внутрь грязи, песка. Поэтому определить, что стучащие звуки при повороте появляются именно там – несложно, нужно просто хорошо осмотреть защитный пыльник. При наличии повреждений можно обоснованно утверждать, что нетипичный хруст возникает из-за ШРУСа.
На большинстве современных российских автомобилей слабым местом выступает подшипник опоры амортизационной стойки, который также способен вызывать постукивания во время движения.
Решить проблему не составит труда – достаточно заменить опору, но сделать это не всегда легко, так как может потребоваться полное снятие стойки.
Стук в подвеске способна вызывать лопнувшая пружина стойки. После этого она частично теряет свой функционал, становясь причиной быстрой поломки амортизатора.
Поэтому первым делом при наличии шума рекомендуется осмотреть пружину. В случае проблем это будет сразу заметно, требуется замена элемента. Пружины меняются парно с обоих сторон.
Если у вашего транспортного средства ощущается постукивание при повороте, вместе с которым слышится гул – зачастую причиной становится износ ступичного подшипника.
Для диагностики его состояния колесо поднимают домкратом со стороны источника гула, после чего начинают раскачку вертикально и горизонтально, проверяя присутствие осевого люфта. При его обнаружении подшипник подлежит замене.
Отдельно следует обратить внимание на состояние сайлентблоков подвесок спереди и сзади. Элементы изнашиваются постепенно, о чем свидетельствует сначала глухой стук, усиливающийся со временем.
Стук при одностороннем повороте руля до упора
Обозначенная проблема появляется по нескольким причинам, имеющим отношение как к системе рулевого управления, так и к другим узлам трансмиссии, подвески.
Помимо вышеназванных причин также выделяется:
- ГУР. В автомобилях, оснащенных ГУР, стучащие звуки при достижении крайних положений руля могут провоцироваться изношенностью либо поломкой в насосе ГУР. Из-за этого элемент «захватывает» воздух либо его компоненты изнашиваются. Среди причин также отмечается дефицит гидравлической жидкости.
- Стопор рейки руля. В отдельных случаях причина кроется в достижении предельного положения рулевой рейки при встрече стопоров. Такое явление не считается патологией, но при износе стопоров звук усиливается.
- Некорректная регулировка углов установки колес, в результате которой подвеска и рулевое управление испытывают повышенную нагрузку, что приводит к появлению нетипичного шума при повороте руля до упора.
- Износ подшипников ступицы колеса. Эти элементы также способны вызывать стук, особенно когда меняется нагрузка на колеса (крутой поворот).
Точно установить причину стука при выруливании до упора позволяет обращение к специалистам.
Как не допустить появление стуков
Вышеназванные проблемы характерны не только для российских автомобилей – им подвержены даже премиальные иномарки. Разница здесь будет заключаться лишь во времени, прошедшем до появления неполадки.
Зарубежные автомобили способны дольше обходиться без неполадок, но и ремонт их в случае поломок обходится существенно дороже. Зачастую стук появляется из-за плохого качества дорожного полотна. Поездки по ямам, ухабам и кочкам приводят к ослаблению крепежных элементов, образованию люфтов.
Чтобы предупредить стук, сопровождающий поворот рулевого колеса, необходимо регулярно осматривать все элементы. Это не очень сложно, почти все действия можно выполнить самостоятельно.
Для проведения самостоятельной диагностики машина размещается на смотровой яме либо эстакаде, после чего снизу выполняется осмотр всех элементов, ключами контролируется степень затяжки крепежа, ослабленные болты, гайки подтягиваются. Рычаги раскачиваются монтировкой для проверки на люфт.
При периодическом выполнении можно полностью избежать появление стука либо повысить срок эксплуатации машины до его появления. При поездке необходимо соблюдать скоростной режим, преодолевать сложные участки на небольшой скорости. Это позволит несколько снизить нагрузку на элементы рулевого механизма подвески.
При неожиданном появлении ям на дороге следует притормозить, после чего отпустить тормоз перед самым проблемным участком. Это позволит приподнять переднюю часть авто, сняв нагрузку с передней подвески, а автомобиль накатом пройдет неровность без существенного ущерба для ходовой.