Все автовладельцы стараются поддерживать силовой агрегат своего авто в рабочем состоянии. В приоритете – сокращение затрат на обслуживание машины, продление срока жизни двигателя до капремонта. По утверждению продавцов авторынка, продлить «жизнь» силового агрегата способны присадки в моторное масло. Насколько достоверно данное утверждение – разберемся в статье.
Присадки делятся на два типа, различных по функциональности и принципам работы:
- Для топлива.
- Для моторного масла.
Топливные присадки
Сертифицированных продуктов среди них немного. Однако ушлых продавцов с авторынка это не пугает. Они предлагают массу товаров, и почти все из них будут подделкой.
Качественные присадки для топлива бывают трех разновидностей:
- Очищающие. Включают продукты, обеспечивающие очистку всех каналов и магистралей топливной системы, а также составы, удаляющие нагар на группе цилиндров и поршней, клапанах.
- Удаляющие воду, присутствующую в топливном баке.
- Обеспечивающие увеличение показателей октанового числа, что улучшает качество бензина.
Третья разновидность добавок подделывается чаще всего. Приобретать ее необходимо с большой осторожностью и по итогам тщательной проверки. В лучшем случае, продукт не окажет никакого эффекта, в худшем – выведет из строя узлы мотора.
Присадки для моторного масла
Составы этой категории предназначены для добавления в смазочную систему. По заверениям продавцов они благоприятно влияют на механизмы и агрегаты.
По функциональности присадки бывают:
- Очищающие. Обеспечивают прочистку масляных каналов от скапливаемых в них смолянистых отложений.
- Применяемые в период обкатки мотора. Помогают улучшить притирки узлов и механизмов между собой в процессе обкатки.
- Сокращающие трение между узлами, что оказывает воздействие на параметры силового агрегата.
- Восстановительные. Обеспечивают частичное восстановление изношенных слоев металла в деталях, механизмах с повышенным трением. Повышают срок жизни силового агрегата до капремонта.
Химический состав
Помимо воздействия на силовой агрегат, присадки для моторного масла делятся на группы в зависимости от химического состава:
- Продукты на основе минеральных порошков. Входящие в данную группу составы могут быть как очистительными, так и снижающими трение. Их особенность – совместимость с моторным маслом. Если не учесть этого, использование присадок приведет к обратному эффекту в виде закупорки каналов.
- На основе металлоплакирующих материалов. В составе применяются мягкие металлы в виде мелкодисперсного порошка либо в ионном виде. Попадая вместе с моторным маслом в двигатель, эти металлы формируют на поверхности элементов тонкий защитный (плакирующий) слой, улучшая тем самым параметры силового агрегата. Из-за использования в присадках мягких металлов слой получается недолговечным и быстро стирается.
- Хемисорбирующие. Обладают свойствами поглощения гумуса и других загрязнений для предотвращения формирования отложений. В основе процесса лежит воздействие активных компонентов добавок на металлические продукты износа в условиях давления и высокой температуры. Это обеспечивает их повторное нанесение на поверхность деталей в качестве плакирующего слоя.
Наиболее известные бренды, выпускающие присадки – Хадо, Форсан, Супротек. Они предлагают продукцию на основе минеральных порошков. В числе добавок, создаваемых на основе металлоплакирующих материалов, находятся Ресурс, Металлайз, РиМЕТ.
Продукция, работающая на основе процесса хемисорбирования – Феном, Энергия 3000, ER.
Особенности работы
Описание к присадкам наводит автовладельцев на мысль об их незаменимости. Так ли это на самом деле?
В моторном масле уже присутствуют добавки. Они обеспечивают не только промывку каналов, но и отлично справляются с основными задачами (снижение трения между деталями, отвод температуры от поверхности трущихся элементов).
Так может отдельное добавление присадок не имеет смысла? Имеет, ведь максимальная работа масла возможна лишь в определенном диапазоне, который на практике не всегда соблюдается. Например, старт холодного двигателя и моментальное начало движения приводит к существенному изнашиванию поверхности деталей, так как масло не успевает поступить между элементами и снизить трение.
По статистике, один старт холодного мотора по степени износа равноценен его пробегу в 200-300 км. Если же на деталях будет присутствовать плакирующий слой, это несколько снизит износ поверхностей до момента, пока не сформируется масляная пленка.
Еще один аргумент в пользу дополнительных присадок – повышенный расход смазочной жидкости. По причине чрезмерной изношенности цилиндропоршневой группы маслосъемные кольца не способны хорошо удалять масло со стенок цилиндра. Это приводит к его попаданию в надпоршневое пространство с последующим сгоранием. Присутствие специальных химических добавок способно устранить неполадку, но не полностью. Впрочем, увеличение срока жизни двигателя до капремонта, вызываемое использованием присадок, приводит к увеличению затрат на ремонт. Это вызвано большей изношенностью силового агрегата.
Преимущества и недостатки
Добавление химических компонентов к моторному маслу обладает как положительными, так и отрицательными качествами.
К плюсам относится увеличение рабочего ресурса автомобиля до проведения капремонта. Заливка добавок частично компенсирует потери в моторе за счет их восстановления. Это осуществляется либо посредством промывки, либо через нанесение защитного слоя.
Применение добавок сокращает трение между деталями. Это позитивно отражается на потреблении масла и топлива двигателем.
В новых машинах они ускоряют притирку деталей между собой. Как итог – ускорение выхода на номинальные параметры работы силовой установки.
Присадки обладают защитными функциями, что обеспечивает частичное, но все же снижение износа деталей. Помимо стандартных качеств их применение способно снижать шум работы двигателя.
Помимо положительных моментов имеются и отрицательные:
- Их использование меняет характеристики смазывающей жидкости. В результате масло не способно полноценно работать, что ухудшает его эффективность.
- Обилие подделок становится причиной поломки мотора, лишних трат на сами присадки, ремонт двигателя.
- Ошибочное использование добавок на основе минеральных порошков с не тем маслом имеет негативные последствия. Иногда техническая жидкость приобретает желеобразную консистенцию, закупоривая различные отверстия и каналы. Удалить его ото всюду, куда оно проникло, невозможно. Равно как и восстановить силовой агрегат.
- Образующие плакирующий слой присадки обеспечивают элементам двигателя дополнительную защиту от изношенности, но до определенного момента. Образующийся слой быстро стирается неравномерно, что только усиливает износ агрегата.
Не верьте пустым обещаниям продавцов об улучшении характеристик вашего мотора благодаря присадкам. На практике эти улучшения незначительны. Не стоит думать, что после их применения увеличится мощность, а расход топлива значительно уменьшится.
Согласно данным о проведенных экспериментах относительно полезных качеств, параметры силовых установок либо остаются неизменными, либо меняются в положительную сторону, но незначительно.
Как присадки сочетаются с маслами
Совместимость добавок и масел вызывает немало дебатов. В продуктах высокого качества уже присутствуют необходимые компоненты. Добавление к нему дополнительных веществ способно нарушить количественное соотношение различных по свойствам присадок. Нарушение баланса из-за применения дополнительных химических компонентов только ухудшит ситуацию. Если масло низкосортное, то и химических добавок в нем либо будет по минимуму, либо не будет вовсе. Использование присадок с таким маслом окажет положительное воздействие.
Советы по выбору
- Ориентируйтесь на рекомендации производителя автомобиля. В руководстве по эксплуатации обычно указаны рекомендованные типы и бренды.
- Учитывайте возраст и состояние вашего двигателя. Для новых двигателей предпочтительнее присадки, предотвращающие образование отложений, тогда как для старых двигателей - очищающие от существующих отложений.
- Позаботьтесь о совместимости добавок с вашим моторным маслом. Используйте только те марки, которые рекомендованы для вашего типа технической жидкости (минеральное, полусинтетическое, синтетическое).
- Выбирайте продукцию надежных производителей автохимии. Избегайте дешевых и неизвестных брендов – их качество и эффективность могут оказаться сомнительными.
- Соблюдайте дозировку при добавлении присадок. Превышение указанного количества может нанести вред двигателю.
- Не смешивайте добавки разных производителей, если это не указано в инструкции. Они могут быть несовместимы.
- Регулярно проверяйте состояние масла и двигателя. Если присадки не дают ожидаемого эффекта – прекратите их использование.
Применение присадок с моторным маслом не всегда бесполезно – такие продукты способны продлить срок эксплуатации машины. Но и приносимая ими польза не так велика, как это рекламируют продавцы для роста продаж.
Использование присадок оправдано лишь на небольшие сроки, тогда их положительный эффект будет более выраженным. Продолжительное применение приведет к негативным последствиям.
После заливки их в моторное масло следует тщательно промыть систему смазки. В последующем лучше сразу приобретать масло лучшего качества.