Вариатор является бесступенчатой трансмиссией. Передача крутящего момента в ней происходит без ручного переключения скоростей, как в МКПП. В отличие от стандартных коробок-автомат здесь отсутствуют рывки, что делает вождение более комфортным. Управление похоже на АКПП, но имеется ряд нюансов, которые следует учитывать.
Рабочие режимы
Управлять вариатором просто. Для начала движения ручка управления режимами езды переводится в нужное положение, после чего нажимается педаль газа для старта.
По ходу езды не требуется выполнение дополнительных действий – при нажатии на газ система самостоятельно выбирает скорость – повышает ее либо понижает.
Вариаторная коробка работает в следующих режимах:
- «N». Аналогичен нейтральной скорости на механике. Перевод ручки в эту позицию обеспечивает отсоединение мотора от трансмиссии. Режим используется при продолжительной остановке, например, при стоянии в пробке. Дополнительно его применяют для старта двигателя. По сути, это стандартная нейтраль, присутствующая во всех КПП. Но использовать ее при каждой остановке не нужно, особенно если стоянка кратковременная.
- «P». Парковочный режим, при котором специальный штифт блокирует вал коробки-автомат. Включение режима фиксирует авто на одном месте, исключая его перемещение. Позиция применяется при размещении машины на стоянке для обездвиживания. В качестве защиты от случайного нажатия и перед переводом в парковочный режим нужно нажать на тормоз и поднять ручник, после переставить рукоятку трансмиссии в эту позицию. Для снятия действия выполняются в обратном порядке.
- «D». Базовый стандартный режим, по которому предусмотрено движение прямо. При его активации обороты трансмиссии меняются с учетом скорости передвижения, корректность работы контролируется электроникой.
- «R». Задний ход, реверс. При переключении селектора в эту позицию автомобиль сдает назад. Режим активируется только после полной остановки машины. В отдельных случаях требуется нажать на специальную кнопку для снятия защиты от случайного включения.
- «+» и «-». Переводят авто в ручное управление. Это эмулятор механической коробки, когда водителю предстоит самому выбирать момент для переключения передач. Для смены скорости селектор переводится в нужное положение (плюс – увеличение, минус – уменьшение). Ручной режим неполноценный, так как обороты двигателя все равно контролируются системой, исключающей ошибки водителя. Контроль защищает мотор от перегрузок.
Помимо основных режимов присутствуют дополнительные:
- «E». Экономичный, обеспечивающий меньший расход топлива. При переключении селектора в это положение вариатор работает для оптимальной динамики с учетом потребления ГСМ.
- «S». Спортивный режим, обратный экономичному. При его активации вариаторная коробка ускоряет ответ двигателя на нажатие газа. Включение режима производится для динамичной езды в городе и за его пределами. В процессе вариатор замедляет смену режимов, обеспечивая лучшую тягу при наращивании оборотов.
- «L». Экстремальный режим для передвижения по сложным участкам. Переключение режима обеспечивается передача максимальной тяги на колеса для преодоления бездорожья, буксировки прицепа либо выполнения иных сложных работ.
- Shift Lock. Электронный фиксатор, блокирующий смену переключения ручки селектора при неработающем двигателе. Активируется во время работы мотора и выжитой педали тормоза.
Нюансы использования вариатора на разных режимах
Управление авто с вариаторной КПП имеет свои особенности при старте движения, выполнении маневров, при буксировке и перевозке прицепов.
Старт
После продолжительной стоянки масло стекает в поддон трансмиссии. Узел остывает, что приводит к повышению вязкости масла. При старте движения без нагрева часть деталей вариатора работает «в сухую», что ускоряет их износ.
Двигатель должен немного поработать после старта, чтобы смазка покрыла все элементы.
Аналогичная ситуация наблюдается при переводе на нейтраль. После активации режима давление масла уменьшается.
Если сразу перевести селектор в режим D и форсировать движение, рабочая жидкость не будет успевать попадать на все узлы. Поэтому во время торможения на светофоре необходимо оставлять ручку КПП в позиции D, так как это нормальный режим вариатора.
Совершение маневров
Обгон другого автомобиля требует сначала нажать на педаль газа, дать трансмиссии время перестроиться, и только после этого совершать маневр.
Когда нужно совершить поворот, нажимать на педаль нужно после поворота руля.
Транспортировка прицепов
Вариатору не нравятся большие нагрузки, так как это приводит к чрезмерному изнашиванию. При перевозке прицепа с грузом общая масса не должна превышать 1000 кг.
Вариатор не жалует езду по бездорожью, даже если он установлен на автомобиле, предназначенном для этих целей.
Буксир
Перевозка авто с вариатором в неисправном состоянии требует применения жесткой/гибкой сцепки с переключением селектора в позицию N. Двигатель машины должен работать.
Дополнительно нужно учитывать рекомендации производителя – если такая буксировка запрещена, ее нельзя использовать.
Правила передвижения на авто с вариатором
Вариаторные коробки критично относятся к перегревам и перегрузкам, поэтому обращаться с ними нужно осторожно. Это одна из причин, по которой их не любят многие автовладельцы, предпочитающие покупать машины с классической АКПП или механикой. Но если соблюдать правила, вариаторная трансмиссия станет отличной альтернативой.
К базовым рекомендациям относятся:
- Не нужно одновременно нажимать на педаль тормоза и акселератора при расположении селектора в режиме D. Это быстро повышает температуру смазки, увеличивая риск негативных последствий.
- На коротких остановках менее 1 минуты рычаг переводится в положение Р либо N.
- Старт должен быть максимально плавным, чтобы исключить проскальзывания в работе механизма.
- Машина с вариатором не подходит на роль тягача, вытаскивающего другое авто из грязи или берущего его на буксир.
- На дорогах с неоднородным покрытием должна исключаться пробуксовка колес.
- Ручка селектора не должна быть в позиции N, когда машина едет накатом.
Это увеличивает срок службы вариатора, исключает преждевременные поломки.
ТОП-5 ошибок при езде на авто с вариатором
Владельцы машин с вариаторной КПП с небольшим опытом управления нередко допускают ошибки, снижающие рабочий ресурс трансмиссии либо выводящие ее из строя.
- Дергание при движении. Вариатор не терпит резких рывков, из-за которых проскальзывает цепочка или шкив. Это объясняется особенностями его работы, основанной на трении. В результате на шкиве образуются задиры, собирается стружка, ускоряющая поломку гидронасоса и иных узлов. Повышение температуры вариатора снижает срок его службы. Оптимальные условия для трансмиссии – работа в среднем частотном диапазоне с идентичными диаметрами.
- Езда с прицепом. Вариатору не нравится перевозка дополнительных грузов. Некоторые водители устанавливают дополнительный радиатор охлаждения для снижения перегрева. В таком режиме лучше не использовать машину с вариатором. Если это неизбежно, передвигаться нужно плавно, без перегрузки прицепа.
- Передвижение на большой скорости. Длительные поездки на большой скорости буквально «убивают» вариатор. Он перегревается и сильно изнашивается. Более опасен для узла режим резких ускорений при езде по городу. Когда водитель сильно и часто выжимает педаль газа, гидротрансформатор будет периодически разблокироваться.
- Пропуск сроков замены масла. В современных авто предусмотрен сбор информации блоком ЭБУ о старении смазки – в определенный момент водитель получает уведомление о необходимости замены. Вариаторы Jatco поддерживают установку специального ПО, благодаря которому через разъем ODB-II считываются данные о трансмиссии. Степень старения масла устанавливается с учетом температуры в диапазоне 90-139С с баллами от 0 до 8. Старая смазка утрачивает характеристики, становится неспособной хорошо смазывать детали.
- Поверка вездеходных качеств автомобиля. При езде по бездорожью возникает ситуация цепляния одного либо нескольких колес за твердый участок. В ходе этого вариатор получает удар с проскальзыванием элементов. Это приводит к повреждению ремня либо ускоренному износу. В теплое время года увеличивается риск перегрева коробки передач.
Рекомендации опытных автомобилистов
Продлить срок службы вариатора, корректно использовать автомобиль с такой трансмиссией помогут полезные советы:
- Исключите продолжительные поездки на большой скорости.
- Перед стартом движения в холодную погоду прогревайте двигатель 5-10 мин.
- Избегайте пробуксовок.
- При температуре ниже -35С ездить на авто с вариатором не рекомендуется.
- Разгон на светофоре должен быть плавным, без резких ускорений.
- Исключите дрифт, буксировку для защиты узла от ударных нагрузок на трансмиссию.
- После ночи трансмиссия требует прогрева в любое время года, что позволяет смазке набрать оптимальную температуру.
- Замена масла в вариаторе проводится через 20-40 тыс. км для поддержания оптимального качества смазки и увеличения срока службы трансмиссии.
- Исключите езду на экономичном режиме, что снижает давление во многих узлах, включая трансмиссию.