Мы размещаем реальные отзывы
настоящих людей об автосалонах

Утильсбор 2025: Время перемен – новые ставки и их влияние на стоимость вашего автомобиля

Утилизационный сбор (утильсбор) представляет собой обязательный платеж, взимаемый при ввозе в РФ транспортных средств. С 2025 г в правила расчета, уплаты данного сбора вносятся изменения, затрагивающие как частных, так и юридических лиц (компании), осуществляющих продажи автомобилей.

 

Понятие об утильсборе

Сбор на утилизацию определяется как составляющая стоимости машины, покрывающая затраты на ее переработку после выработки ресурса. Это обязательный платеж, начисляемый на все виды транспорта, включая спецтехнику, автобусы, прицепы, квадроциклы и иные ТС.

Основной закон, регулирующий уплату утильсбора в РФ – ФЗ № 89, принятый в 1998 г (с изменениями и дополнениями). Полный перечень техники, на которую выполняется начисление сбора, представлен в двух категориях: самоходные машины, колесные ТС. Личный транспорт граждан также представлен в этих категориях.

 

Расчет утильсбора

Проще всего считать подлежащий уплате утильсбор по онлайн-калькулятору, аналогичному как для подсчета уплаты таможенных платежей. Допускается и самостоятельный расчет с использованием формулы:

Сумма утильсбора = Базовая ставка х Коэффициент

Для легковых ТС ставка сбора определена в размере 20 тыс. руб., на остальные категории ее размер составляет 150 тыс. руб. Изменения в закон от 1 января 2025 г не затронули размер базовой ставки, но при этом увеличились повышающие коэффициенты.

Расчетные коэффициенты утверждаются постановлением правительства, для использования данных в специальных таблицах необходимо выбрать нужную строку с типом, объемом мотора ввозимого автомобиля. Данные в первом столбце относятся к машинам, выпущенным менее трех лет назад, во втором – для более старших экземпляров.

Для транспорта категории М1 утильсбор рассчитывается по трем таблицам, в зависимости от принадлежности машины:

  • Для юридических лиц.
  • Для физических лиц.
  • Для частных лиц, ввозивших авто для личного пользования.

К транспорту для личного пользования относятся автомобили физлиц, остающиеся в собственности владельца после ввоза в течение минимум одного года. Данной категории граждан предоставлено право рассчитывать утильсбор по существенно заниженным коэффициентам.

Например, сумма утильсбора за автомобиль 2023 г.в., ввезенный для личных нужд, имеющий двигатель 2,5 л, составит 3400 руб. (20 тыс. х 0,17).

Если же авто с такими характеристиками будет ввезено для продажи, размер утильсбора при расчете превысить 1,5 млн. руб. (20 тыс. х 78,14).

Что же мешает использовать льготный тариф для всех ввозимых авто? Для такого транспорта действуют строгие правила: если владелец соберется продать его ранее, чем через год после ввоза, сбор на ТС подлежит пересчету и доначислению после обнаружения факта продажи авто.

 

Кто должен уплачивать утильсбор?

Закон определяет в качестве плательщиков сбора следующих лиц:

  • Производителей – в отношении ТС, выпущенных на территории РФ.
  • Компаний, занимающихся ввозом автомобилей – для импортных машин взимание сбора производится в ходе растаможки.
  • Покупателей либо нынешних собственников машины, если за ТС ранее не уплачивался утильсбор.

Есть в законе отдельные категории ТС, по которым расчет утильсбора не производится:

  • Ввезенные ретромашины (ТС старше 30 лет, официально признанные раритетными).
  • Автомобили, оформленные на диппредставительства.
  • Машины беженцев, вынужденных переселенцев, физлиц, участвующих в госпрограмме добровольного переселения в Россию.
  • Автомобили, выпущенные менее 3 лет назад в свободной таможенной зоне Калининградской области. ТС не должны использоваться в международных перевозках.
  • Временно ввозимые авто.

 

Изменения по утильсбору за 2024 и 2025 гг.

Расчет по новым ставкам приводит к сумме более 660 тыс. руб. за автомобили с ДВС 1-2 л. За модели с более объемным силовым агрегатом (2-3 л) придется платить более 1,8 млн.руб.

Новые ставки коснулись электрокаров, гибридов: за новый ввезенный электромобиль придется заплатить почти 700 тыс.руб., если же модель будет старше трех лет, сумма составит около 1,2 млн.руб.

Тем, кто оформляет ТС на себя и не будет продавать его в течение года, предоставлены льготы – сумма утильсбора для такой категории автовладельцев останется в размере 3,4-5,2 тыс.руб., что значительно ниже коммерческих расчетов.

 

Причины и последствия повышения ставок в 2025 г

Одной из главных причин повышения коэффициентов утильсбора с 2025 г – госпрограмма по поддержке российских производителей. Чем больше размер сбора для импортных авто, тем невыгоднее их ввозить, что повышает спрос на отечественные, китайские модели.

Еще одной причиной выступает инфляция. Корректировка ставок принимает в расчет рост цен, сохраняя актуальность расходов на утилизацию автомобилей. Эксперты высказываются о ежегодном пересмотре утильсбора до 2030 г.

Рост ставок сбора на утилизацию – закономерность, отражающаяся на цене автомобилей. Автопроизводители, дилеры не могут не принимать в расчет дополнительные расходы. Сумма утильсбора включается в стоимость авто, что сказывается на расходах покупателей. Рост стоимости российских, импортных машин наблюдается с осени прошлого года. При этом в итоговую цену включаются не только измененные ставки утильсбора, но и расходы по логистике, размер которых может составлять до 20% от стоимости доставки.

Это дает средний рост цен на автомобили на 10-20%, что вполне ощутимо. При этом владельцам машин, успевших приобрести ТС до вступления в силу нововведений, платить утильсбор по новым тарифам не придется – платеж делается единоразово.

 

Влияние роста утильсбора в 2025 г на автомобильный рынок

Любые изменения в законодательстве находят отражение в стоимости машин в той или иной степени. В данном случае цена импортных моделей вырастет еще больше. Особенно заметно это будет на кроссоверах, моделях премиум-сегмента. В отдельных случаях разница составит миллионы рублей.

Рост утильсбора одновременно повышает спрос на подержанные ТС, что ведет к их дефициту и увеличению цен даже на старые модели. Продажи новых машин из-за этого будут проседать – дилеры сократят ассортимент и также повысят цены. С учетом этого, эксперты советуют тщательно все взвесить тем, кто планирует покупку машины в этом году.

 

Уплата утильсбора по коммерческим ставкам

Расчет по этим параметрам производится, если автомобиль изначально ввозится в страну с целью дальнейшей перепродажи. Для ТС моложе трех лет ставка составляет почти 670 тыс. руб. К 2030 г размер коэффициента может перешагнуть миллионную отметку. В отношении машин старше трех лет уже сейчас ставка составляет почти 1,2 млн. руб. и будет расти.

Точные ставки по коммерческому утильсбору представлены в специальных таблицах.

 

Распространенные проблемы

С начала 2025 г Россию накрыл настоящий автоколлапс. Тысячи владельцев подержанных авто иностранного производства получили уведомления от таможенной службы (ФТС) о необходимости доплатить утильсбор в размере от 0,4 до 2 млн. руб. Одновременно со стороны ГИБДД происходят массовые аннулирования регистраций таких машин. Все это – плачевные последствия серых схем растаможивания автомобилей на физических лиц.

Недобросовестные продавцы действуют быстро:

  • Перекупщики ввозят машину из-за границы, оформляя ТС на физическое лицо для личного пользования. По таким критериям утильсбор платится по льготным тарифам, размер таможенных платежей сокращается в несколько раз.
  • Уже через неделю после растаможки машину продают по цепочке перекупщиков. Покупатель пытается зарегистрировать машину, не зная, что на ней стоит годовой запрет на продажу.

Все это приводит к негативным последствиям для покупателя и грозит доплатой утильсбора по коммерческим ставкам. Если машина была ввезена для частного пользования, сумма сбора составляет несколько тысяч. Но в случае перепродажи в течение года на нового владельца ложится обязанность по оплате сбора в полном размере, что в ряде случаев составляет до 2 млн.руб.

Дополнительно происходит аннулирование ПТС на машину и регистрации. Такое авто невозможно продать, оформить страховку и даже сдать на запчасти.

Примеры доплат утильсбора в 2025 г для разных категорий ТС:

Двигатель 660 см3, модель старше 3 лет – 466 тыс.руб.

Двигатель 660 см3, модель младше 3 лет – 180 тыс.руб.

Двигатель 1449 см3, модель старше 3 лет – 1174000 тыс.руб.

Двигатель 1449 см3, модель младше 3 лет – 667 тыс.руб.

Для внедорожников, люксовых автомобилей размер доплаты сбора приближается к 2 млн.руб.

Основные ошибки, совершаемые покупателями, заключаются в следующем:

  • Проявление доверия к «чистому» ПТС. Даже если в документе отсутствуют отметки о запрете продажи, это не является гарантом юридической чистоты автомобиля.
  • Экономия на процедуре проверки ТС. Ключевая ошибка – отказ от запроса декларации (ДТС). Именно в этом документе проставляется отметка о лице, на которое растаможен автомобиль.
  • Приобретение авто у «гаражных» перекупщиков. Частные продавцы нередко пропадают после заключения сделки, оставляя покупателя наедине с его проблемами.
  • Игнорирование срока владения авто. Если вам продают машину, которая была в собственности меньше года, стоит задуматься.

Чтобы не попасть в такие ловушки, покупателю необходимо внимательно проверять документы на автомобили, ввезенные в Россию, особенно в отношении отметки об оплате утильсбора. Если ТС было ввезено менее года назад, стоит проверить сумму платежа. Она отмечается в приходном таможенном ордере, выдаваемом после оплаты.

 

Процедура оплаты утильсбора в 2025 г

Алгоритм оплаты сбора по утилизации следующий:

  • Рассчитать сумму утилизационного сбора.
  • Внести данные в специальную форму.
  • Произвести оплату в отделении банка, с помощью мобильного приложения либо через таможенного оператора.
  • Собрать пакет документов для таможни, предоставив расчет утильсбора, копии документов на ТС, квитанцию об оплате сбора, копии паспорта владельца ТС.
  • Подать подготовленные бумаги в таможенный орган, выполнявший декларирование автомобиля. В случае ввоза ТС из страны ЕАЭС процедура допускается по месту жительства и фактической регистрации владельца автотранспорта.

 

Нововведения с 1 мая 2025 г

С этой даты начнет действовать новая методика расчета утильсбора в отношении автомобилей, ввозимых в РФ из стран ЕАЭС. В результате стоимость машин может увеличиться на четверть. Повышения затронут в основном авто премиум-сегмента – БМВ, Ауди, Lamborghini.

Новшества применяются лишь к тем европейским маркам, которые будут ввозиться через Беларусь с целью оптимизации. Как итог – их стоимость вырастет на 1,2-3 млн.руб.

Таким способом власти пытаются перекрыть «серые» схемы поставок машин в РФ. На сегодняшний день на рынке помимо крупных продавцов работает немало мелких импортеров, активно использующих лазейки в таможенном законодательстве. Они уменьшают свои затраты посредством снижения ставки НДС, используя страны ЕАЭС в качестве транзитных хабов.

Вопрос/Ответ

Допускается ли оплата утильсбора в рассрочку?

По нормам действующего законодательства рассрочка в оплате утильсбора не предусмотрена. Сумма вносится в полном размере при выпуске авто или при пересечении им границы. Платеж является обязательным, вносится до получения автомобилем права на использование на территории РФ.

Что будет в случае пропуска срока уплаты утильсбора?

Если рассчитанная сумма утильсбора не была уплачена вовремя, авто могут не зарегистрировать либо не выпустят на территорию страны. Дополнительно предусмотрены штрафы, финансовые санкции.

Что делать владельцу в случае несогласия с размером утильсбора?

При появлении разногласий в отношении рассчитанной суммы сбора либо методики ее расчета предусмотрена подача жалобы в контролирующие органы. В качестве доказательств предоставляются документы, подтверждающие мнение владельца. Если доводы будут обоснованы, сумму пересмотрят.

Что делать с купленной машиной, по которой еще не уплачен утильсбор?

Уплата утильсбора по автомобилю производится до его регистрации. В противном случае возникают проблемы с постановкой ТС на учет, а также с его продажей.

Какие штрафы предусмотрены за неуплату утильсбора?

С 1 марта 2025 г если владелец авто не уплатил утильсбор, машину не принимают на регистрационный учет.

От ФНС или таможенной службы придет заказное письмо с уведомлением о необходимости доплатить указанную сумму. Игнорирование уведомления обернется начислением пени в размере 1/300 от ставки Центробанка. Если просрочка затянется на длительный срок, владельцу придется выплачивать деньги через суд.