Мы размещаем реальные отзывы
настоящих людей об автосалонах

Залил и забыл? Чем грозит перелив масла в моторе

В числе распространенных ошибок владельцев автомобилей – заливка масла в двигатель выше предельного уровня на щупе (Max/Full). Последствия этого безобидного, на первый взгляд, действия, достаточно серьезные, как для бензиновых, так и для дизельных силовых агрегатов. Особый урон наносится автомобилям отечественных брендов: Лада Веста, Нива, Приора, ВАЗ 2112/2114. Не обходится без последствий и на иномарках типа Ford Focus 2 и других авто.

В статье рассмотрим последствия перелива смазывающей жидкости выше установленного уровня, а также действия по устранению проблемы. 

 

Как понять, что масло перелито?

Признаки чрезмерного количества смазки в двигателе меняются с учетом степени перелива, а также типа машины. Выделяется ряд общих симптомов, на которые необходимо обращать внимание:

  • В картере растет давление. Как итог – масло начнет перетекать через сальники и уплотнители.
  • Вспенивание жидкости, например, коленвалом, что ухудшает его охлаждающие, смазывающие качества, приводит к завоздушиванию масляной системы. 
  • Увеличение объема дыма из выхлопной трубы: в случае попадания лишнего масла в камеру сгорания повышается дымление. Синий дым – признак сгорания топлива вместе со смазкой.
  • Двигатель работает нестабильно на холостом ходу. Причиной становятся проблемы в работе системы вентиляции картерных газов (PCV).
  • Образование масла в системе PCV, что провоцирует проблемы с работой узла, рост объема выбросов.  
  • Повышение расхода топлива по причине сокращения эффективности работы мотора.
  • На щупе уровень масла существенно превышает предельную отметку. Если при контроле уровня на щупе обнаруживается значительное превышение максимального значения, это является признаком перелива.

При обнаружении одного либо нескольких признаков необходимо как можно скорее компенсировать перелив смазки для исключения негативных последствий для мотора.

 

Почему возникает перелив смазывающей жидкости?

 

Случайная

В автопрактике существует понятие несмываемого остатка – жидкости, остающейся в системе даже после слива. По объему это 200-500 мл., но при неполном прогреве мотора может быть и больше. 

При заполнении систем заливка масла осуществляется по рекомендации производителя, при этом несмываемый остаток не идет в расчет. В результате жидкость по уровню превышает предельную отметку.

 

Осознанная 

Часть автовладельцев полагает, что некоторое превышение будет даже полезным для двигателя. Это предположение основано на том, что мотор все равно частично «съедает» излишки. Это неверное предположение, приводящее в финале к негативным последствиям.

 

При неполадках

Распространенная практика, когда на щупе сначала отмечается нормальный уровень, но потом ситуация меняется, объем масла повышается.

В качестве причины называется попадание внутрь иных технических жидкостей, например, бензина либо антифриза. Проблема такого рода легко обнаруживается – необходимо оценить запах смазки и ее цвет. 

В случае смешивания масла с антифризом выхлопные газы окрашиваются в белый цвет, при этом уровень антифриза уменьшается.

В старых двигателях ситуация развивается следующим образом:

  • ГСМ попадает в камеру сгорания через поврежденные форсунки.
  • После этого жидкость проходит поршневые кольца, попадая в картер. 

Причина кроется в несрабатывающих из-за повреждения свечах. В результате в камере сгорания остается несгоревшее топливо, а также из-за пробитой прокладки бензонасоса.

Присутствие топлива в масляном картере приводит к ряду негативных последствий:

  • Моторное масло теряет рабочие характеристики.
  • В системе падает давление, развивается масляное голодание.
  • Сокращение компрессии.
  • Ускорение изнашивания деталей цилиндропоршневой группы, их выход из строя из-за чрезмерных нагрузок.

Для двигателей среднего возраста подобная ситуация характерна для холодного времени года, при езде на небольшие расстояния без качественного прогрева мотора. При незначительном попадании бензина в масло серьезных последствий не будет, так как топливо быстро испаряется, но решать проблему все равно придется.

Сложнее решаются ситуации при попадании в масло антифриза. Основной причиной выступает пробивка прокладки ГБЦ. Это вызывает образование лишнего «мусора», значительное ухудшение свойств смазки. В результате элементы мотора изнашиваются быстрее. 

В такой ситуации рекомендуется незамедлительно отправляться на СТО, воспользовавшись услугами эвакуатора. Езда своим ходом с такими проблемами приведет к капитальному ремонту мотора.

 

Некорректная смена/долив масла

Еще одной причиной, частично пересекающейся с первой, выступает неполный слив масла в ходе его замены. В насосе, каналах, старом фильтре, подлежащем замене, иных элементах остается отработанная смазка. При заливке новой жидкости ее уровень будет превышать допустимые значения.

 

Последствия перелива смазывающей жидкости

В отношении объема моторного масла действует правило: больше – не значит лучше. Чрезмерное количество смазки приведет к негативным последствиям краткосрочного и долгосрочного характера. 

Краткосрочные:

  • Избыток смазки повышает давление в картере мотора, вызывая протекание жидкости через сальники, уплотнители, выступая причиной их преждевременного изнашивания.
  • Засорение системы вентиляции картера (PCV), что становится причиной ухудшения отвода газов из картера, их чрезмерному скапливанию, росту потребления масла.
  • Попавшая в камеру сгорания смазывающая жидкость вызывает увеличение объема расхода масла, снижает производительность мотора, усиливает его износ.

Долгосрочные:

  • Ухудшение состояния цилиндров, поршневых колец. Из-за большого количества смазки в камере сгорания на поршневых кольцах и стенках цилиндров формируется нагар.
  • Несгоревшее масло при попадании в систему выхлопа становится причиной повреждения каталитического нейтрализатора, снижения эффективности его работы, роста выбросов вредных компонентов. 
  • Двигатель работает с меньшей эффективностью, возрастает внутреннее сопротивление, что приводит к росту потребления горючего.

Помимо негативных последствий происходит ряд механических и химических процессов. Чрезмерный объем масла приводит к его вспениванию, сокращению смазывающих качеств, ухудшении охлаждающей способности. Как итог – детали двигателя активней изнашиваются. 

Под воздействием высоких температур избыточный объем масла окисляется, полимеризуется, в результате чего образуются отложения, падают смазывающие качества.

 

Последствия незначительного перелива

Небольшой перелив смазывающей жидкости в двигатель считается относительно безопасным, если он укладывается в 5-10% от предельно допустимого уровня, отмеченного производителем. Но даже при небольшом избытке появляются нежелательные последствия, вся суть которых проявляется в долгосрочной перспективе либо при использовании машины в тяжелых условиях эксплуатации. 

  • Уровень смазки превышает предельную отметку до 10 мм. Незначительный перелив в объеме 100-200 мл не опасен, но не рекомендуется.
  • Перелив объемом 0,5-1 л. Такое превышение недопустимо, становится причиной появления проблем в работе силового агрегата.

Заливка лишнего объема масла особенно опасна на старых машинах с изношенной ЦПГ и повышенным объемом картерных газов. Последние забирают лишнюю смазку и отправляют ее к впуску двигателя. Это становится причиной повышенного расхода и усиленной задымленности выхлопа. 

Излишнее количество масла также опасно и для турбированного мотора. В ряде моделей смазка попадает на стенки улитки компрессора и затвердевает там. Колеса компрессора касаются затвердевших отложений, что повышает нагрузку на подшипники вала. Они будут быстрее изнашиваться, произойдет поломка турбины.

Несмотря на разницу в принципе работы дизельных силовых агрегатов значительных отличий нет. Для таких моторов характерны аналогичные последствия при превышении уровня масла, что и для бензиновых.

 

Действия при переливе моторного масла

При заливке чрезмерного количества масла необходимо изучить соответствующий раздел использования вашего автомобиля. Самый простой способ – отправиться в автосервис и откачать лишний объем, снизив уровень до приемлемой отметки между минимальным и максимальным показателем.

Большинство СТО оказывает услуги экспресс-замены масла, при которой производится выкачивание смазывающей жидкости посредством специальных устройств через заливную горловину либо трубку щупа.

Самостоятельно процедура выполняется следующими способами:

  • Открыть сливную пробку, слить небольшой объем жидкости. Соблюдайте осторожность, чтобы получилось слить только излишки. Сделайте замер уровня.
  • Откачка масла через трубку щупа осуществляется медицинским либо специальным шприцом объемом 20 см3 с резиновой трубкой (капельницей). При выполнении манипуляций необходимо следить за попаданием внутрь мусора и посторонних предметов, способных привести к поломке ДВС.
  • Вариант отлива через заливную горловину возможен не на всех машинах, выполняется специальным оборудованием на СТО.

Откачка масла производится специальными наборами, включающими электронасос и трубки.